СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методическому семинару на тему "Активные методы обучения на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перзентация к семинару про активные методы обучения предмета математики.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методическому семинару на тему "Активные методы обучения на уроках математики"»

       Методический семинар :        Подготовила :   Самодурова Ольга Викторовна    участник районного этапа   Всероссийского конкурса  «Учитель года России – 2017»  учитель математики Муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»   Применение активных методов обучения на уроках математики

Методический семинар : Подготовила : Самодурова Ольга Викторовна участник районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017» учитель математики Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»

Применение активных методов обучения на уроках математики

 Кредо  применения  активных методов обучения   «Я не учу детей; я создаю условия, в которых они учатся.»        Период работы над данной темой: 3 года (2013-2016 )

Кредо применения активных методов обучения «Я не учу детей; я создаю условия, в которых они учатся.»  

Период работы над данной темой:

3 года (2013-2016 )

  Цель методического семинара:  обобщить педагогический опыт внедрения  АМО  на уроках математики За дачи : -раскрыть сущность АМО; -продемонстрировать из опыта работы почему, когда, как и какие АМО следует применять;  -показать результативность использования  АМО для повышения качества образования

Цель методического семинара: обобщить педагогический опыт внедрения АМО на уроках математики

За дачи :

-раскрыть сущность АМО;

-продемонстрировать из опыта работы почему, когда, как и какие АМО следует применять;

-показать результативность использования

АМО для повышения качества образования

«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…».    Сухомлинский В.А. Обоснование актуальности темы методического семинара Традиционная школа знакомила учеников с уже готовыми продуктами знаний, не показывая процессы с помощью, которых они были получены. Учащиеся привыкли работать в режиме слушания, поэтому им необходимо показать приёмы работы с текстом. Ученика надо научить ориентироваться в потоке информации. Особо сложно работать с текстами на уроках математики, так как тексты учебника информационные, содержат много терминов, не всегда написаны понятным для школьника языком. Всё это затрудняет самостоятельную работу учащихся. Современное образование отказывается от традиционного представле ния результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Цепь неудач может отвратить от математики детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности . В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения, которые активизируют познавательную мысль, повышают работоспособность.

Исследования показали Активные Пассивные  Интерактивные 90 % Позволь мне, и это станет моим навсегда 40 % 60% Скажи мне и я забуду Покажи мне, я могу запомнить

Исследования показали

Активные

Пассивные

Интерактивные

90 %

Позволь мне, и это станет моим навсегда

40 %

60%

Скажи мне и я забуду

Покажи мне, я могу запомнить

 Активные методы обучения АМО —  это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала

Активные методы обучения

АМО

это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала

АМО обеспечивают  реализацию ФГОС в разных аспектах: Формирование положительной учебной мотивации; Стимулирование самостоятельной деятельности; Развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; Развитие творческих способностей и нестандартности мышления; Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика; Развитие навыков самостоятельного труда; Развитие универсальных навыков.

АМО обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной мотивации;
  • Стимулирование самостоятельной деятельности;
  • Развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика;
  • Развитие навыков самостоятельного труда;
  • Развитие универсальных навыков.
                 КЛАССИФИКАЦИЯ АМО  В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА   1 . Активные методы начала образовательного мероприятия.  2 . Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.  3 . Активные методы презентации учебного материала.  4 . Активные методы релаксации.  5 . Активные методы самостоятельной работы над темой.   6 . Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ АМО В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1 . Активные методы начала образовательного мероприятия. 2 . Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений. 3 . Активные методы презентации учебного материала. 4 . Активные методы релаксации. 5 . Активные методы самостоятельной работы над темой. 6 . Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.
   М.Новик выделяет  неимитационные  и  имитационные    активные группы обучения.    Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между учителем и обучаемыми.  Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли относятся к игровым.

М.Новик выделяет  неимитационные  и  имитационные   активные группы обучения.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между учителем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли относятся к игровым.

 При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев , а именно:   •  соответствие целям и задачам, принципам обучения; •  соответствие содержанию изучаемой темы; •  соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д. •  соответствие условиям и времени, отведенному на обучение; • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства,личностным качествам.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев , а именно:

соответствие целям и задачам, принципам обучения;

• соответствие содержанию изучаемой темы;

• соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.

• соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

• соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства,личностным качествам.

АМО  «Творческая мастерская »   Учащимся предлагается шаблон задания, в который они должны вписать собственные (придуманные) значения. Обмениваясь полученными вариантами с соседом по парте, выполняют эти задания

АМО «Творческая мастерская » Учащимся предлагается шаблон задания, в который они должны вписать собственные (придуманные) значения. Обмениваясь полученными вариантами с соседом по парте, выполняют эти задания

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было

интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?

«Автобусная остановка»

Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах, группы: 5-7 человек, численность: весь класс , время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со

всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМО « На ошибках учатся» Один из мною используемых методов –  это метод обучающей функции ошибки. Для того, чтобы обучение состоялось, от учащегося требуется, прежде всего, умение обнаруживать ошибки. Ученикам предлагаются упражнения с заведомо неправильным решением, с допущенной ошибкой. Их задача – обнаружить ошибку и исправить решение.  Н апример задание: найди ошибку при переводе единиц  5, 3 м =53 см 8,4 кг=0,84 ц  5, 2 кг=520 кг 60000м 2 =6км 2  15 м =0,15 км 15,2 га=152 а  29 кг=2,9 т 250 г=2,5 кг

АМО « На ошибках учатся»

Один из мною используемых методов –

это метод обучающей функции ошибки.

Для того, чтобы обучение состоялось, от учащегося требуется, прежде всего, умение обнаруживать ошибки. Ученикам предлагаются упражнения с заведомо неправильным решением, с допущенной ошибкой. Их задача – обнаружить ошибку и исправить решение.

Н апример задание: найди ошибку при переводе единиц

5, 3 м =53 см 8,4 кг=0,84 ц

5, 2 кг=520 кг 60000м 2 =6км 2

15 м =0,15 км 15,2 га=152 а

29 кг=2,9 т 250 г=2,5 кг

   АМО «Консультанты»  Один из способов коллективного обучения:  группа разбивается на несколько подгрупп и в каждой назначается консультант. Каждая подгруппа получает карточки–  задания. Первый пример решает и объясняет консуль  тант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Всю работу координирует консультант . АМО «Конкурс» Группа разбивается на команды, которые выполняют различные задания:  - ребусы кроссворды задания «реши пример и расшифруй слово»  - «прочитай афоризм»  - - выполни примеры по изучаемой теме  - сложи фразу.

АМО «Консультанты» Один из способов коллективного обучения: группа разбивается на несколько подгрупп и в каждой назначается консультант. Каждая подгруппа получает карточки– задания. Первый пример решает и объясняет консуль тант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Всю работу координирует консультант .

АМО «Конкурс»

Группа разбивается на команды, которые выполняют различные задания:

- ребусы кроссворды задания «реши пример и расшифруй слово»

- «прочитай афоризм»

- - выполни примеры по изучаемой теме

- сложи фразу.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию

«Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе, численность – весь класс, время – 8-10 минут

Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

  • Огонь . Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
  • Вода . Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

АМО подведения итогов занятия   «В кафе» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте…  Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист  флип-чарта, комментируя.  Примечание : для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

АМО подведения итогов занятия

«В кафе»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист

флип-чарта, комментируя.

Примечание : для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо

  • обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод проектов разрушает  школьную рутину  Уровень мотивации Повышенный интерес Отсутствие мотивации

Метод проектов разрушает школьную рутину

Уровень мотивации

Повышенный интерес

Отсутствие мотивации

Уровень обученности творческий  базовый  поисковый 2014-2015 г.  2016-2017- первое полугодие 2015-2016 г.

Уровень обученности

творческий

базовый

поисковый

2014-2015 г.

2016-2017- первое полугодие

2015-2016 г.

Ключевые компетенции Умение входить в интернет Умение сотрудничать Умение противостоять сложностям Умение включиться в работу Умение вносить новое предложение Умение находить новое решение Умение к самообразованию 2015-2016 2014-2015

Ключевые компетенции

Умение входить в интернет

Умение сотрудничать

Умение противостоять сложностям

Умение включиться в работу

Умение вносить новое предложение

Умение находить новое решение

Умение к самообразованию

2015-2016

2014-2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!