Использование игровых методов и приемов при формировании математических представлений у дошкольников.
Подготовила воспитатель МБДОУ №2
«Ромашка»
Мишуто Светлана Владимировна»
Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника – педагога – и достаточного количества заготовленных впрок поленьев – задач. известный советский педагог В.Шаталов.
Как разбудить пытливость, жажду знаний? Опыт показывает, что ориентация на игру, как средство, метод и форму организации образовательной деятельности детей, помогает достигнуть необходимых результатов и сделать обучение радостным.
Давайте поиграем в математику! Что же это значит – играть в математику? Пусть дети думают, что они только играют, но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода логические задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть. Обучая детей с использованием игровых методов, необходимо стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Образовательная деятельность на основе дидактических игр. В группе появляется большая, красивая коробка, в которую присылают жители планеты геометрических фигур в благодарность за спасение. Дети с удовольствием выполняют задания из волшебной коробочки.
Образовательная деятельность на основе подвижных игр. На таком занятии дети помогают Коту Леопольду поймать мышат, определить время, найти клад. В благодарность за игру Леопольд дарит детям альбом с логическими заданиями и лабиринтами.
Образовательная деятельность на основе сюжетно – ролевой игры проходит весело и интересно. «Волк» учится шагать заданное количество шагов, чтобы догнать лисичку, а «Лисичка» на один шаг больше, чтобы спрятаться от волка, а «Мудрая сова» подскажет лисичке сколько шагов ей надо сделать.
Образовательная деятельность на основе новой игрушки, игрушки- самоделки или компьютерной флеш игры. Компьюша учит решать задачи (объясняет, спрашивает, звенит, если ответ не верный). Помогая, Стобеду дети решают, как поступить в той или иной ситуации.
Образовательная деятельность на основе загадок (логических, математических, стихотворных). К детям приходят Звездочет, Бабушка Загадушка, Умный Филин, которые используют волшебные палочки, звоночки, показывают фокусы, шутки, поощряют успехи детей.
На основе полученных знаний планируются: соревнования, конкурсы, праздники. Элемент соревновательности стимулирует детские мыслительные процессы. Желание выиграть, побуждает выполнять задание более четко и быстро. Ожидание призов, подарков создает большой эмоциональный настрой.
Праздники с участием родителей
«Мы дружим с цифрами» Добрый, веселый праздник, на котором празднуется получение определенного количества знаний. На нем планирую много игр, заданий, которые дети с удовольствием выполняют.
«Бросай-ка» Веселая игра - соревнование, которая проводится в разных возрастных группах, с разным количеством участников. Содержание игры может быть литературным, познавательным и конечно математическим. Ведущий в этой игре – клоун. И поэтому игра проходит живо, весело, увлеченно.
«КВН» Практика проведения игры показывает, что она протекает с большим эмоциональным подъемом. Для детей это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
Создание развивающей среды Создавая математический уголок, разместите там конструкторы, вкладыши, пирамидки, мозаики, при помощи которых дети будут учиться определять количество, величину, форму. Свободно манипулируя предметами познавательного уголка, дети выбирают игры и игрушки, повторяя задания полученные во время образовательной деятельности . Ребенок в любое время может самостоятельно, что-то измерить, взвесить, поиграть в любимую игру.
При планировании образовательной деятельности по ФЭМП необходимо учитывать:
- Индивидуальные особенности ребенка. Ж.Ж.Руссо писал: «… чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
- Возрастные особенности детей. В младших группах программный материал усваивается, в основном, в разнообразной деятельности ребёнка и взрослого. В старших группах программный материал усложняется и требует целенаправленной, спланированной работы по ФЭМП.
- Эмоциональную готовность к обучению. Необходимо поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое и научится новому. Всегда есть за что похвалить ребенка. Одного – за то, что решил сложнейшую задачу, другого – за хорошее усвоение материала, третьего – за то, что был внимателен, активен на занятии.
Темы образовательной деятельности в средней группе Весёлый гномик. Компьюша. Разные колеса. Домовенок Кузя. Разноцветные фонарики. Ягушкины проказы. Гномы и чудесные мешочки.
Темы образовательной деятельности в старшей группе Путешествие Пина и Гвина Игротека в сумке. Лесная школа. Веселые осьминожки . Муравей спешит на помощь. Путешествие на острова геометрических фигур.
Темы образовательной деятельности в подготовительной группе Необыкновенные приключения в городе математических загадок. Задачки мишки Ушастика. Инопланетяне. Путешествие Нулика. Уникуб и другие. Карандаш и Самоделкин открывают школу.
Литература:
- Волина В. «Праздник числа»;
2. Шустерман З.Г. «Новые приключения колобка»;
3. Беженова Н.А. «Веселая математика»;
4. Соколова Ю.А. «Игры и задания на интеллектуальное развитие дошкольников».