Тема урока
«Ветер»
6 класс
Учитель географии: Ноздрачева Виктория Александровна
Ответы для самопроверки
Задания
Ответ
1)Воздушная оболочка нашей планеты
е
2)Разность между самой высокой и самой низкой температурой.
д
3)Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней
б
4)Давление воздуха, при условии, что t воздуха = 0 на уровне моря на 45 параллели.
г
5)Самый нижний слой атмосферы, на дне которой мы живем.
в
6) Главный газ, из которого состоит атмосфера
а
Летит – фырчит,
Деревья качает,
Пыль поднимает,
С прохожих шапки снимает.
Цель урока:
- сформировать представление
- о ветре;
- причинах его образования;
- познакомить с видами ветров;
- значением в природе и жизни человека;
- научить анализировать и чертить розу ветров.
ВЕТЕР – это перемещение воздуха вдоль земной поверхности.
Характеристика ветра
- Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД НД)
- Ветер обладает скоростью (м/с), силой (баллы) и направлением
- Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер
- Скорость ветра определяется анемометром
Как образуется ветер?
бриз
Н
суша
в
водоем
Как изменяется направление ветра в течение суток?
Как изменяется направление ветра по сезонам года?
- Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую .
- Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки.
- Бора - сильный и порывистый ветер, направленный вниз по горному склону.
- Фен – теплый воздух, дующий с гор.
- Суховеи – продолжительные ветры, дующие с юго-востока, несущие жаркую, сухую погоду.
- Самум – песчаная буря в пустыне.
- Смерчи - вихри над морем диаметром до нескольких десятков метров, состоящие из водяных брызг.
- НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА – это направление, откуда дует ветер (западные – с Запада, восточные – с Востока).
Сняв показания прибора, можно определить мгновенную скорость ветра в данном месте
Флюгер-анемометр
Флюгеры
Шаровой анемометр Робинсона
Мультипликатор Бурдона
Сила ветра – по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874г она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.
СКОРОСТЬ
ВЕТРА В М/СЕК
НАЗВАНИЕ ВЕТРА
0
ПРИЗНАКИ
Штиль
3
Очень слабый
Дым из трубы идет вверх, почти вертикально
6
9
Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья
Сильный
Шторм
Листья и ветки срываются
12
Тополя и толстые сучья гнутся
Ураган
Сильные повреждения
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервые Ломать, как тростинки, дубы вековые, И, крыши срывая, врываться в жилища. Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие долины полны свежей мглой, Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломится в дом Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли; И тростник сухой и желтый Клонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо ,
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
Практическая работа.
Способ построения розы ветров.
- Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
- Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
- На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
- Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
1 отрезок - 2 дня
С
12
Ю
4
З
6
В
2
СЗ
СВ
1
ЮЗ
0
ЮВ
6
4
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
А.С. Пушкин
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
- Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
- Вырабатывает электроэнергию.
- Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла;
- Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы.
- Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
- Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Закончи предложение
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось...
- урок дал мне для жизни…
- Сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
Домашнее задание 1. Всем обучающимся: § 39, № 4 страница 120 учебника, на контурной карте заштриховать территории, где распространены муссоны. 2. По желанию: подготовить стихи, отрывки из сказок, в которых говорится о ветре.