Теорема Пифагора
Учитель математики
МОБУ Увальской СОШ
с. Новокиевский Увал
Мазановский район
Акинфиева Татьяна
Петровна
Цели урока:
- доказать теорему Пифагора,
- рассмотреть решение задач с ее применением,
- показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией,
- познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Пифагора,
- формировать познавательный интерес,
- совершенствовать приемы устных вычислений.
План урока:
- Устная работа
- Изучение новой темы
- Решение задач
- Проверочная работа
- Историческая справка
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Повторим
- Как называются стороны прямоугольного треугольника?
- Сформулируйте свойства прямоугольных треугольников, которые мы уже знаем.
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 15°. Чему равны остальные углы?
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 13 см. Чему равна гипотенуза?
- Катет прямоугольного треугольника равен 16 дм, гипотенуза – 32 дм. Найдите углы треугольника.
Повторим
- Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
- Повторим свойства площадей
- Сторона квадрата 1,7 м. Чему равна площадь квадрата?
- Если сторона квадрата равна 14 см, то чему равна его площадь?
- Площадь квадрата 225 м 2 . Найдите его сторону.
? км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
12 км
5 км
Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы
Дано:
прямоугольный треугольник,
a, b – катеты, c – гипотенуза
Доказать: a 2 + b 2 = c 2
c
b
a
емаарчряееатоврараавнаямое
Доказательство:
b
a
a
b
a
c
b
b
b
b 2
c
=
c 2
b
c
c
a
a
a
a 2
a
a
b
b
=
+
Сравните:
Достроим треугольник до квадрата со стороной a+b . Его площадь равна S=(a+b) ²
С другой стороны, этот квадрат состоит из четырех равных треугольников
S тр.= 1/2ab; 4 S тр.= 2ab
и квадрата со стороной с
S кв.=с²
Отсюда, S =2 ab+c²
? км
Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через час?
12 км
5 км
Ответ:
Устно: сформулируйте теорему Пифагора для каждого из треугольников
K
F
B
C
A
Z
N
S
O
Емуа еугоольбников
M
X
Y
Устно:
Дано:
прямоугольный треугольник
a, b – катеты, c – гипотенуза
Выразить: a) c через a и b;
б) а через b и с;
в) b через a и с.
с
b
a
еазитьбеезез z
Задача индийского математика Бхаскары (XII в.)
На берегу реки рос тополь одинокий .
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
с теченьем реки его ствол составлял.
?
Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола ,
3
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?
4
Ответ: 8 футов.
117
125
Задача из учебника «Арифметика»
Леонтия Магницкого
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
125
?
Задание № 3
B
C
A
Дано:
прямоугольный треугольник ABC ,
AB = 7 см , AC = 24 см
Найти: BC
Ответ: 25 см
Задание № 4
Дано:
треугольник EFO - прямоугольный
FO = 4 0 см, EO = 4 1 см
Найти : EF
Ответ: 8см
F
Е
O
Проверочная работа
- Задание. В прямоугольном треугольнике a , b – катеты, c – гипотенуза. Заполните таблицу.
a
12
b
c
5
1
1
8
5
13
10
Историческая справка
- Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину постоянно («Пифагор» - убеждающий речью).
- Родился на острове Самос. В юности покинул родину, 12 лет жил в Вавилоне.
- На Сицилии в Креоне родилась школа Пифагора. В ней уделялось много внимания музыке, живописи, физическому развитию, здоровью.
- Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою.
- Проявил себя в столь разных областях, что историк философии Диоген утверждал: «Пифагоров было четыре или даже пять – философ, скульптор, кулачный боец, математик, музыкант и т.д.»
- В легенде говорится, что доказав свою знаменитую теорему, он принёс в жертву быка, а по другим источникам, даже 100 быков. но Пифагор питался только хлебом, мёдом и иногда рыбой. Существует запись: «…и даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принёс в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».
- Умер в древнегреческом городе Метапонте.
О теореме Пифагора
Пребудет вечной истина,
как скоро Все познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век.
A. Шамиссо
Домашнее задание
- п. 54, № 483(а, в), 484(а, в), 485, 486(а).
- Найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.
Литература
1. Акимова С. Занимательная математика. Спб.: Тригон, 1997.
2. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. М.: Просвещение, 2014.
3. Березин В.Н. Теорема Пифагора, «Квант», №3, 1972 г.
4. Ван-дер-Варден Б.Л. «Пробуждающаяся наука», М.; Наука, 1991.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981.
6. Еленьский Ш. По следам Пифагора. М.: Детгиз,1961.
5. Журнал «Математика в школе», № 4, 1991, № 9, 2012.
6. Литцман В. Теорема Пифагора. М., 1960.
8. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М.: Просвещение,1990.
9. Халамайзер А. Я. Пифагор. М.; «Высшая школа», 1994.
10. Энциклопедия для детей. Математика / Главный редактор М.Д. Аксенова.
М.: «Аванта+»,1998.
11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. М., 1997.