СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Информация и знания"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана по теме урока информатики "Информация и знания. Восприятие и представление информации". Учебник "Информатика и ИКТ. 7 класс" Семакин И.Г. и др. М.: 2012

Просмотр содержимого презентации
«Информация и знания-2017»

Информация и знания Урок информатики, 8 класс

Информация и знания

Урок информатики, 8 класс

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИЯ ЗНАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ЗНАНИЯ

 ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ ДЕКЛАРАТИВНЫЕ З Н А Н И Я          ЗНАНИЯ Я знаю, что . . . Знания:  о явлениях  о событиях  о свойствах объектов  о зависимостях ПРОЦЕДУРНЫЕ З Н А Н И Я        Я знаю, как . . . Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ

ДЕКЛАРАТИВНЫЕ

З Н А Н И Я

ЗНАНИЯ

Я знаю, что . . .

Знания:

  • о явлениях
  • о событиях
  • о свойствах объектов
  • о зависимостях

ПРОЦЕДУРНЫЕ

З Н А Н И Я

Я знаю, как . . .

Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели

ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ  ПОНЯТНОСТЬ НОВИЗНА  Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку. Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре» Принцип последовательности в обучении Новые знания  Логическая связь  Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.  Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека. Новые и понятные сведения

ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ

ПОНЯТНОСТЬ

НОВИЗНА

Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.

Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре»

Принцип последовательности в обучении

Новые

знания

Логическая связь

Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.

Новые и понятные

сведения

Восприятие и представление информации

Восприятие и представление информации

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ  Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств , которые являются информационными каналами , связывающими человека с внешним миром. ЗРЕНИЕ зрительные образы ОБОНЯНИЕ запахи СЛУХ звуковые образы ВКУС вкусовые ощущения ОСЯЗАНИЕ тактильные ощущения

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств , которые являются информационными каналами , связывающими человека с внешним миром.

ЗРЕНИЕ

зрительные образы

ОБОНЯНИЕ

запахи

СЛУХ

звуковые образы

ВКУС

вкусовые ощущения

ОСЯЗАНИЕ

тактильные ощущения

ВОСПРИЯТИЕ  ИНФОРМАЦИИ Приемник информации Источник информации Канал передачи   Источник информации Канал получения звук   свет уши Вид информации глаза поверхность слуховая запах кожа зрительная нос осязательная пища обонятельная язык вкусовая

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Приемник информации

Источник информации

Канал передачи

Источник информации

Канал получения

звук

свет

уши

Вид информации

глаза

поверхность

слуховая

запах

кожа

зрительная

нос

осязательная

пища

обонятельная

язык

вкусовая

 ЗНАКОВАЯ  И  ОБРАЗНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ ОБРАЗЫ ЯЗЫКИ  зрительные  звуковые  вкусовые  обонятельные  осязательные ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ

ЗНАКОВАЯ И ОБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБРАЗЫ

ЯЗЫКИ

  • зрительные
  • звуковые
  • вкусовые
  • обонятельные
  • осязательные

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведённых ниже примерах: а) мальчик ест арбуз ; б) девочка собирает в поле букет цветов ; в) мужчина выбирает книгу в магазине; г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля; д) волк охотится за зайцем ; е) спортсмен ныряет в воду .

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведённых ниже примерах:

а) мальчик ест арбуз ;

б) девочка собирает в поле букет цветов ;

в) мужчина выбирает книгу в магазине;

г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля;

д) волк охотится за зайцем ;

е) спортсмен ныряет в воду .

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий ? Архитектор Врач Учитель Композитор Бизнесмен Секретарь Бухгалтер Писатель Художник Модельер

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий ?

Архитектор

Врач

Учитель

Композитор

Бизнесмен

Секретарь

Бухгалтер

Писатель

Художник

Модельер

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Сообщение информативно (т.е. содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Выделите информативные и неинформативные сообщения в следующих ситуациях: 1. прослушан прогноз погоды на завтра 2. прозвучало сообщение о вчерашней погоде 3. речь человека, говорящего на китайском языке 4. сообщение для семиклассника - А.С.Попов в 1895 г. изобрёл радио 5. текст вузовского учебника по высшей математике  для первоклассника, если он попытается его прочитать? (Может ли первоклассник с помощью этого учебника пополнить собственные знания?) 6. «1 сентября – день знаний» - сообщение для  преподавателя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Сообщение информативно (т.е. содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Выделите информативные и неинформативные сообщения в следующих ситуациях:

1. прослушан прогноз погоды на завтра

2. прозвучало сообщение о вчерашней погоде

3. речь человека, говорящего на китайском языке

4. сообщение для семиклассника - А.С.Попов в 1895 г. изобрёл радио

5. текст вузовского учебника по высшей математике

для первоклассника, если он попытается его прочитать? (Может ли первоклассник с помощью этого учебника пополнить собственные знания?)

6. «1 сентября – день знаний» - сообщение для

преподавателя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Выделите в перечисленных примерах декларативные и процедурные знания:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Выделите в перечисленных примерах декларативные и процедурные знания:

  • Я знаю, что Москва столица России.
  • Я знаю, как доехать из Санкт-Петербурга до Москвы.
  • Я знаю, как правильно переходить дорогу
  • Я знаю, что Земля круглая.
  • Я знаю, что высота Эйфелевой башни 300 метров.
  • Я знаю, как вычислить площадь прямоугольника.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Выберите из списка тех, кому будет полезна и понятна следующая информация: «значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на вернем и нижнем пределах»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Выберите из списка тех, кому будет полезна и понятна следующая информация: «значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на вернем и нижнем пределах»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Учитель информатики раздал всем учащимся домашнее задание на листе бумаги: на одной стороне листа – закодированный текст домашнего задания, на другой стороне – правила расшифровки. Когда для учащихся текст домашнего задания будет информативным?  2. Вы с другом едете в трамвае. Водитель, объявив следующую остановку, предупредил пассажиров: «Будьте внимательны, обходите трамвай впереди». Для всех пассажиров будет информативно это сообщение?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

  • Учитель информатики раздал всем учащимся домашнее задание на листе бумаги: на одной стороне листа – закодированный текст домашнего задания, на другой стороне – правила расшифровки. Когда для учащихся текст домашнего задания будет информативным?

2. Вы с другом едете в трамвае. Водитель, объявив следующую остановку, предупредил пассажиров: «Будьте внимательны, обходите трамвай впереди». Для всех пассажиров будет информативно это сообщение?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Демонстрация к лекции «Информация и знания. Классификация знаний» (N 118941) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56962bc9-7482-4988-a5fb-6df967fddbc9/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&  2. Демонстрация к лекции «Информативность сообщений» ( N 119243)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56962bc9-7482-4988-a5fb-6df967fddbc9/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&  3. Демонстрация к лекции «Восприятие информации» ( N 119295)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe6e6c8e-9837-4231-85e8-0565adef8247/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&  4. Опорная схема «Свойства информации» (N 135118)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e7d63b12-ed46-46d2-bae4-97dbf5ec1929/? 5. Анимация «Актуальность (своевременность) информации» (N 134946)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/? 6. Анимация «Достоверность информации» (N 135076)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c7e12acb-61f6-4714-8385-0c892973055b/? 7. Анимация «Объективность информации» (N 134992)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • Демонстрация к лекции «Информация и знания. Классификация знаний»

(N 118941) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56962bc9-7482-4988-a5fb-6df967fddbc9/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

2. Демонстрация к лекции «Информативность сообщений» ( N 119243) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/56962bc9-7482-4988-a5fb-6df967fddbc9/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

3. Демонстрация к лекции «Восприятие информации» ( N 119295) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe6e6c8e-9837-4231-85e8-0565adef8247/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

4. Опорная схема «Свойства информации» (N 135118) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e7d63b12-ed46-46d2-bae4-97dbf5ec1929/?

5. Анимация «Актуальность (своевременность) информации» (N 134946) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/99dea9d5-31d4-4e4c-9a4f-9024898c7a48/?

6. Анимация «Достоверность информации» (N 135076) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c7e12acb-61f6-4714-8385-0c892973055b/?

7. Анимация «Объективность информации» (N 134992) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8238b47b-de57-410f-936d-b48d7dbbf592/?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: 8. Анимация «Полнота информации» (N 134891)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/? 9. Анимация «Понятность информации» (N 134896)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/? 10. Анимация «Ценность информации» (N 134963)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/? 11. Анимация «Синергетический эффект» (N 135116)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e6c1b1ba-a8a0-4bbf-a7d6-d680afaa00b6/? 12. Анимация «Информация в человеческом обществе» (N 135083)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/? 13. Анимация «Информация в технике» (N 134950)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/? 14. Анимация «Информация в живой природе» (N 134839)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/? 15. Анимация «Информация в неживой природе» (N 135142)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

8. Анимация «Полнота информации» (N 134891) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ad292ce-c56a-4f5a-9977-bc038c9075cd/?

9. Анимация «Понятность информации» (N 134896) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7d99454b-b19b-4a0d-8b4c-e17494f010a5/?

10. Анимация «Ценность информации» (N 134963) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/715b2861-5e83-4a1d-895e-db9e5961d66f/?

11. Анимация «Синергетический эффект» (N 135116) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e6c1b1ba-a8a0-4bbf-a7d6-d680afaa00b6/?

12. Анимация «Информация в человеческом обществе» (N 135083) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/?

13. Анимация «Информация в технике» (N 134950) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/?

14. Анимация «Информация в живой природе» (N 134839) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/?

15. Анимация «Информация в неживой природе» (N 135142) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!