СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по пьесе Островского "Гроза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок литературы в 10 классе по изучению пьесы А.Островского на тему "Самоубийство Катерины - сила или слабость?" 

Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования  технологий составления интеллект-карт, дискуссии).

Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства»,  проанализировать отдельные фрагменты пьесы.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 10 классе по пьесе Островского "Гроза"»


Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе Н.А.Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»


Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор.

Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.

Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).

Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы.

Задачи:

1) познавательные:

- вспомнить содержание пьесы «Гроза»;

- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;

- сопоставить между собой «жертв темного царства»;

- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;

- совершенствовать работу с тестами;

- подготовиться к контрольному тесту.

2) развивающие:

- развитие внимания (при работе с фрагментами);

- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);

- развитие воображения (связь с современностью);

- развитие устной и письменной речи.

3) воспитательные:

- воспитание чувства собственного достоинства;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление страха перед нравственным выбором.

Человек всегда свободен, он всегда волен

сделать свой выбор: нет обстоятельств,

которые бы сделали человека своим рабом,

если он сам этого не захочет.

Мишель де Монтень, французский юрист, политик и философ,

занимавшийся проблемами морали.

Замечательный писатель,очеркист. 16 век

Ход урока

I. Слово учителя.

Ребята, здравствуйте. Наш разговор о творчестве А.Н.Островского постепенно подходит к логическому завершению. Мы на прошлых уроках познакомились с этапами жизненного и творческого пути Островского, подробно разобрали содержание пьесы «Гроза», жизнь обитателей города Калинова. И сегодня я хочу предложить вам остановиться на обсуждении проблемы нравственного выбора в этой пьесе. Это и будет темой нашего урока.

(Приложение 1- презентация к уроку)


К обсуждению проблемы в качестве эпиграфа я взяла высказывание философа 16 в. М.Монтеня.


Прав ли он, философ 16 века, произнесший этот афоризм? Над этим вопросом мы и будет рассуждать, взяв за основу содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

Перед вами галерея женских образов, перелистаем страницы любимых книг

Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Анна Сергеевна Одинцова, Сонечка Мармеладова, Катерина Кабанова.


Итак, начинаем, занавес поднимается.


В ходе сегодняшнего урока мы должны ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»


Вспомним правила работы с интеллект-картой на уроке.


Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году. Через 20 лет он напишет еще одну пьесу на данную тему - «Бесприданница».

Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за указанный период, прошедший со дня написания «Грозы», в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками. Главное, чтобы приданое было.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (1872г. в Москве и Петербурге открылись женские курсы). Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, еёизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому. Обратимся к интеллект-карте №2 «Гроза – действующее лицо пьесы.


К образу грозы обращались не только писатели, поэты, художники, композиторы. Один из них итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник Антонио Вивальди. Послушаем фрагмент его пьесы.


Работаем с интеллект-картой №1 « Город Калинов и его обитатели»Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”,-это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образРоссии середины прошлого столетия в целом. В основе композиции пьесы-принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”.
Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса.
Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.
Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги.
Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет.
Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.
Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних.
Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”.
Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу- помилую, захочу-раздавлю”,-говорит он Кулигину.
Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”,-хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.
Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена-мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи-слово ругательное.
Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление.
Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит.
Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм.
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары-“делай что хочешь, только бы шито да крыто было”.
По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать.
Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.
Гроза нависла над городом Калиновом. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Работа с интеллект-картой №3 «Образ Катерины»

Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят…» О чем говорит имя главной героини урока? (Катерина…)

-Как вы понимаете слово «благопристойная»?

-Подберите синонимы к этому слову.

Учитель: Почему Островский дал это имя героине?

- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?

Докажем это примерами из текста.

Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: Монолог 1 (слушаем) «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».


Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.

Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному? (Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла...») Монолог 2 (слушаем)-Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)

-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)

- Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)

-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)

- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.

-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «…уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)

- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)


Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье

(С чувством облегчения, чувством свободы произносит Тихон: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Он пытается смягчить требования, матери, унижающие достоинство его жены: Катя и интонация ласковой просьбы. Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон – орудие в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.

В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)

Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?


Качества характера Катерины

(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)


РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ


Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.

- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)

Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.

-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ?(Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)

- Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.

Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть раннее подготовленной ученицей.


-А как вы считаете, это грех?

-Вы должны были провести исследовательскую работу по определению, что такое «ЛЮБОВЬ» и с какими ассоциациями оно у вас связано.

(В словаре Ожегова – «чувство самоотверженной, сердечной привязанности»)


- Что такое любовь для Катерины?-А что такое любовь для Катерины? Ответ попытаемся найти в д.4 (явл.6) и 5.

Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).

Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.

Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.

Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).

Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...

Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над героиней норм религиозной нравственности. Но можно ли считать ее покаяние слабостью?

- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).

- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?

1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?

2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.

3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.

Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.

-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:

1. Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.

2. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты»)


КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ


По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

Сообщение о Добролюбове

Сообщение о Писареве


Работа в группах по критическим статьям «Луч счета в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

-Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? (Сила)

-Ваше отношение к поступку Катерины с позиции человека современного мира.

Заключительное слово: Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С одной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДРАМАТУРГА

Рефлексия: чью трактовку образа Катерины вы поддерживаете?

Оценки.

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!