К уроку И.А.Крылов. Басня «Осёл и соловей»
Когда – то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают его как «Дедушку Крылова».
Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова.
Басня включат в себя две части :
1. Основное повествование .
2. Мораль.
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )
Основные компоненты басни .
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .
Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение «эзопов язык».
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят».
Чтение басни
- 1.В образе осла иносказательно воплощены невежество, глупость и наглость. Как называется этот художественный приём? 2.Выпишите из текста слово со значением слушать с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно. 3.В каком значении в басне употреблено слово изрядно? 4.Как называется выразительное средство, основанное на скрытом сравнении? И томной вдалеке свирелью отдавался… 5.Как называется художественное преувеличение? Защёлкал, засвистал На тысячу ладов…
- 1 аллегория 2 внимать 3 хорошо 4метафора 5 гипербола
История создания
- Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова. Какой-то вельможа (по словам одних, граф Разумовский, по мнению других, князь А. Н. Голицын) , может быть следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев? » —«Не умею» , — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне « Осел и Соловей ». После публикации басни Крылова стали называть Соловьем . Это прозвание вошло в литературу.
- В чем главный смысл басни «Осел и Соловей»?
- Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.
- Какие недостатки высмеивает Крылов в басне «Осел и Соловей»?
- Критиканство, некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.
.Сопоставьте басни И.А. Крылова «Квартет» и «Осёл и Соловей». В чём сходство проблематики этих произведений?
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта 1 , две скрипки И сели на лужок под липки, – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –
Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: «Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима 2 , сяду против вторы 3 ; Тогда пойдёт уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он всё-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осёл, – мы, верно, уж поладим,
(И.А. Крылов, 1809)
Коль рядом сядем».
Домашнее задание
- ЧЕМУ УЧИТ БАСНЯ КРЫЛОВА ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ?