БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Н.В.ГОГОЛЬ
Урок в 6 классе
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова
В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов
- В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
- Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.
Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец
В. И. Майков
М. В. Ломоносов
А. П. Сумароков
И. А. Крылов
И. И. Хемницер
■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
■ Аллегория (иносказание)
■ Сатирическое изображение
■ Герои – чаще животные
■ Диалог
■ Использование просторечной лексики
■ Лаконизм
■ Афористичность языка
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения
Обрати внимание
Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.
Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Художник А. М. Савченко
Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.
Художник Г. Куприянов
► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.
Взаимные похвалы не бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.
Художник Г. Куприянов
«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,
ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ»
В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства
- Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
- Кто герои басни?
- -Опишите ларец.
- -Что говорит о себе механики мудрец? Как это его характеризует?
- -Как описывает Крылов работу механика?
- - Как окружающие следили за работой мудреца?
- Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.
В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .
Как Вы понимаете аллегорический смысл басни «Листы и Корни»?
- К каким художественным средствам прибегает автор, противопоставляя образы Листов и Корней?
- Сопоставьте басни И.А. Крылова «Листья и Корни» и «Камень и Червяк». В чём близость проблематики двух произведений?
- КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК
- «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» Про дождик говорит на ниве Камень, лёжа: «А рады все ему, пожалуй – посмотри! И ждали так, как гостя дорогого, А чтó же сделал он такого? Всего-то шёл часа два-три. Пускай же обо мне расспросят!
- Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда. Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят: А не слыхал себе спасибо никогда. Не даром, право, свет поносят: В нём справедливости не вижу я никак». – «Молчи! – сказал ему Червяк. – Сей дождик, как его ни кратко было время, Лишённую засухой сил Обильно ниву напоил, И земледельца он надежду оживил; А ты на ниве сей пустое только бремя».
- Так хвалится иной, что служит сорок лет: А проку в нём, как в этом Камне, нет.
- (И.А. Крылов, 1814)
Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
ПОЭТ И ТОЛПА
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел – а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.