СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А.Крылов "Ларчик", "Листы и корни" (6 класс)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 6 классе.»

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА»  Н.В.ГОГОЛЬ Урок в 6 классе

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Н.В.ГОГОЛЬ

Урок в 6 классе

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский  К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

 В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
  • В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
  • Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.  Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

В. И. Майков М. В. Ломоносов А. П. Сумароков И. А. Крылов И. И. Хемницер

В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер

■  Краткий рассказ, часто стихотворный ■  2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■  Аллегория (иносказание) ■  Сатирическое изображение ■  Герои – чаще животные ■  Диалог ■ Использование просторечной лексики ■  Лаконизм ■  Афористичность языка ■  Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■  Олицетворения

Краткий рассказ, часто стихотворный

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Аллегория (иносказание)

Сатирическое изображение

Герои – чаще животные

Диалог

Использование просторечной лексики

Лаконизм

Афористичность языка

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения

Обрати внимание Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Обрати внимание

Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.  Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Художник Г. Куприянов ► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов

«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,  ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ» В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ,

ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ»

В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
  • Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
  Кто герои басни? -Опишите ларец. -Что говорит о себе механики мудрец? Как это его характеризует? -Как описывает Крылов работу механика? - Как окружающие следили за работой мудреца?
  •   Кто герои басни?
  • -Опишите ларец.
  • -Что говорит о себе механики мудрец? Как это его характеризует?
  • -Как описывает Крылов работу механика?
  • - Как окружающие следили за работой мудреца?
Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.
  • Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.
В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .

В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага .

Как Вы понимаете аллегорический смысл басни «Листы и Корни»?   К каким художественным средствам прибегает автор, противопоставляя образы Листов и Корней? Сопоставьте басни И.А. Крылова «Листья и Корни» и «Камень и Червяк».   В чём близость проблематики двух произведений?

Как Вы понимаете аллегорический смысл басни «Листы и Корни»?

  • К каким художественным средствам прибегает автор, противопоставляя образы Листов и Корней?
  • Сопоставьте басни И.А. Крылова «Листья и Корни» и «Камень и Червяк».  В чём близость проблематики двух произведений?
КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК «Как расшумелся здесь! Какой невежа!»  Про дождик говорит на ниве Камень, лёжа:  «А рады все ему, пожалуй – посмотри!  И ждали так, как гостя дорогого,  А чтó же сделал он такого?  Всего-то шёл часа два-три.  Пускай же обо мне расспросят! Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.  Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят:  А не слыхал себе спасибо никогда.  Не даром, право, свет поносят:  В нём справедливости не вижу я никак». –   «Молчи! – сказал ему Червяк. –  Сей дождик, как его ни кратко было время,  Лишённую засухой сил  Обильно ниву напоил,  И земледельца он надежду оживил;  А ты на ниве сей пустое только бремя». Так хвалится иной, что служит сорок лет:  А проку в нём, как в этом Камне, нет.                                  (И.А. Крылов, 1814)
  • КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК
  • «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» Про дождик говорит на ниве Камень, лёжа: «А рады все ему, пожалуй – посмотри! И ждали так, как гостя дорогого, А чтó же сделал он такого? Всего-то шёл часа два-три. Пускай же обо мне расспросят!
  • Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда. Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят: А не слыхал себе спасибо никогда. Не даром, право, свет поносят: В нём справедливости не вижу я никак». –  «Молчи! – сказал ему Червяк. – Сей дождик, как его ни кратко было время, Лишённую засухой сил Обильно ниву напоил, И земледельца он надежду оживил; А ты на ниве сей пустое только бремя».
  • Так хвалится иной, что служит сорок лет: А проку в нём, как в этом Камне, нет.
  •                                  (И.А. Крылов, 1814)
Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?      ПОЭТ И ТОЛПА                                                                Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел – а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал. И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поёт? Напрасно ухо поражая,   К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?»  

Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?

   ПОЭТ И ТОЛПА                                                               

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел – а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поёт?

Напрасно ухо поражая,

 

К какой он цели нас ведёт?

О чём бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

 

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.