Высоко – низко
Далеко – близко
Потолок – пол
Потерял – нашёл
Соотнесите слова в парах.
Что вы можете о них сказать?
Сформулируйте тему урока.
Антонимы
- Антонимы - от греч. anti — против, ónyma – имя.
- Записываем происхождение слова «антонимы» в свой этимологический словарь, а дату и тему урока в тетрадь.
- Оцениваем свою работу на данном этапе (задание 1).
- Фиксируем её в листе самооценки.
Рассмотрите схему. Что на ней изображено? Что ещё надо изобразить?
Син
Ом нимы
Ант
Самостоятельно заполняем таблицу
Знаем
Хотим знать, уметь
Узнали
Цель урока – углубление знаний об антонимах
Знаем
Хотим знать, уметь
Узнали
Знать: что такое антонимы;
о словаре антонимов;
о роли использования антонимов в речи;
Уметь: использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;
подбирать антонимы к указанным словам;
находить антонимы в предложениях;
использовать антонимы в своей речи.
В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?
Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста?
Прочитайте тексты
Какой текст вам понравился больше?
Какие слова делают их такими противоположными?
Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители – счастливы.
Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители – огорчены.
Как называются эти слова?
Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен , редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен , неправильно сделал все задания, поэтому получил два . Антон был очень недоволен , а родители – огорчены .
Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен , всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен , правильно сделал все задания, поэтому получил пять . Антон был очень доволен , а родители – счастливы .
Самостоятельная работа
- Выпишите антонимические пары из текстов.
- Пошаговая самопроверка по эталону.
1 серьёзно – легкомысленно;
2 хорошо – плохо;
3 активен – пассивен;
4 всегда – редко;
5 сосредоточен – рассеян;
6 внимателен – невнимателен;
7 правильно – неправильно;
8 доволен – недоволен;
Сколько пар у вас получилось?
Контекстуальные антонимы
- К особой группе антонимов относятся контекстуальные антонимы, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены спецификой авторского стиля. «Два» и «пять» в данном тексте имеют противоположные значения, поэтому их можно назвать контекстуальными антонимами. Однако общеязыковых антонимов числительные не имеют.
- Что нового вы узнали об антонимах, выполняя самостоятельную работу?
- Есть ли антоним у слова «Антон», «он»?
- Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в оценочном листе.
- Задание 6
Вспомним о словаре антонимов. Каково его назначение?
Подберите антонимы к значениям слова «мягкий» (работа в парах)
Мягкое (яблоко) -
Мягкий (хлеб) -
Мягкая (зима) -
Мягкий (диван) -
Проверим
1 ряд
2 ряд
Мягкое яблоко – твёрдое яблоко
Мягкий хлеб – чёрствый хлеб
Мягкая зима – суровая зима
Мягкий диван – жёсткий диван
Что удивило?
Почему такое возможно?
Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в оценочном листе.
Задание 7
Какую цель мы ставили сегодня на уроке?
- Удалось ли её достичь?
- Что осталось непонятным?
- Что показалось самым трудным?
- Где можно применить новое знание?
- Напишите синквейн по теме урока.
Домашнее задание
- § 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам).
- Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых используются антонимы.
- Написать сочинение-миниатюру о русском языке с использованием антонимов.