Отдел Голосеменные
Найди лишнее: ламинария,ульва , сосна
Найди лишнее: пихта,папоротник,плаун
Найди лишнее: пихта,пап
Найди лишнее: плаун,секвойя,хвощ
а
Найди лишнее: хламидомонада,хлорелла,лиственница
Цель: познакомиться с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением.
Древние голосемянные
Современные голосемянные:деревья,кустарники, редко лианы
Класс Саговниковые
Класс Гинкговые
Класс Гнетовые
Класс Хвойные
Секвойя
Ель
обыкновенная
Сосна обыкновенная
Пихта
Лиственница
Можжевельник
Шишко-ягоды можжевельника
Сибирская сосна
Кипарис
Тис ягодный
Общие признаки Голосемянных
- 1.Органы-лист,стебель,корень
- 2.Лист-хвоинка
- 3.Шишка-видоизмененный побег
- 4.Семенное размножение
Сравнение сосны и ели
Сосна
Сравнительный признак
Светолюбивая
Ель
1.Отношение к свету
Неприхотливы,растут на песках,болотах,скалах
2.Требования к почве и влаге.
Теневыносливая
Главный корень развит хорошо,уходит глубоко;боковые корни у поверхности земли
2-3 года
Увлажненные,богатые питательными веществами почвы
3.Как развита корневая система?
4.Продолжительность жизни хвои
главный корень развит слабо,боковые расположены близко к поверхности земли
350-400 лет
5-7 лет
5.Продолжительность жизни дерева.
До 250 лет
Значение Голосемянных
В природе:
1.Образуют леса,где живут животные (еловые,сосновые,тайга,смешанные)
2.Образуют органические вещества почвы
3.Изменяют газовый состав атмосферы (обогащают кислородом,фитонцидами)
Фитонциды-(от греч. φυτóν — «растение» и лат. caedo — «убиваю») — образуемые растениями биологически активные вещества , убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий , микроскопических грибов , простейших .
Значение голосемянных для человека
1.Ценная древесина
Значение голосемянных для человека
- 2.Получение бумаги,ткани,кедрового масла,др
Значение голосемянных для человека.
3.Эстетическое значение (дизайн ,бонсай и т.п.)
Задача №1. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом (хвойном) лесу. Почему? Прав ли он?
Задача № 2
Как – то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный!
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы!
- Вы мне за природу не прячьтесь!
За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику
отвечать за гибель леса?
Почему?
Задача №3. Почему пихта очень чувствительна к огню?
Лесной пожар – страшная беда!
Задача №4 . В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?
Загадка
- Хоть колюча, но не елка,
- Подлинней ее иголки,
- А кора тонка, красна!
- Та красавица-…
- (сосна)
Загадка
- Сок сосновый густ, как мед,
- И такого ж цвета.
- Кто, ребята,назовет
- Сок липучий этот?
- (смола)
Загадка
- Осень листья раскидала,
- И деревьям зябко стало.
- Только ель средь них одета
- Из чего ж одежда эта?
- (хвоя)
Загадка
- И девчонки и мальчишки,
- Все иметь хотели хотели б шишки-
- На орешки очень щедр
- Богатырь-сибирский…
- (кедр)
Вопросы для работы в группе
- А)Из какого дерева делали мачты кораблей? (сосна)
- Б)Из какого дерева сделаны детали построек Московского Кремля? (лиственница)
- В)Сосну можно сажать для укрепления почв,а ель нет. Почему? (у ели корни близко к поверхности почвы)
- Г)В каком лесу темнее-в еловом или сосновом? (еловом)
- Д)Как отличить ветку сосны от ветки ели? (по хвоинкам)
Закончи предложения
- 1 Без наших хвойных растений…
- 2. Наша тайга для планеты Земля это …
- 3. Нужно беречь и охранять лес , т.к…
- 4. Наш хвойный лес дает нам ...
- 5. Я в нашем сосновом лесу летом...
- 6. Хвойный лес- это среда…
- 7. Я считаю, что наш хвойный лес это - …
Урок
На уроке я
Не понравился
Не работал
Понравился
Работал
Узнал много нового
Помогал другим
Оцени урок и свою работу:
Спасибо за урок!
- Презентацию подготовила
- учитель биологии МБОУ «СОШ №20»
- Г .Череповца
- Рубина Ирина Анатольевна