СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Язык и речь" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе с презентацией  «Язык, речь и человек».

Просмотр содержимого документа
«язык и речь 5 класс»

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слово учителя:

Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).

Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

- Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

- Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

- Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

- Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

  • Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

  • В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими (учитель может объяснить, почему это происходит).

- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

- Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

- Ребята, а как нужно относиться к слову?

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

- Послушайте, как выражена эта мысль в пословицах русского народа (слайд № 11):

  • Слово не стрела, а в сердце язвит.

  • Недоброе слово что огонь жжёт.

  • Звон не молитва, крик не беседа.

  • На чужой роток не накинешь платок.

  • Ласковое слово и кость ломит.

  • Хорошую речь хорошо и слушать.

- Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.

- А теперь немного поиграем. Есть такая пословица “Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь”. Но вы всё – таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы (слайд № 12).

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.

- А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).

- Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)

- Какая речь есть у всех народов?

(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)

- Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)

- Какой речью мы пользуемся чаще?

(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)

- И наконец, слово, заявленное в теме урока, - это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью.Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова (слайд № 16).

- Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?

(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).

- Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?

(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- в мире существуют “бессловесные” языки

- словесный язык универсален

- в мире множество языков

- русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

- язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств, это средство общения между людьми с помощью слов, речи

- речь бывает письменная и устная

- язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

- для развития человека необходимо общение с другими людьми

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

- При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

...Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий... В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)


Просмотр содержимого презентации
«pril»

Урок русского языка в 5 классе   «Язык, речь и человек»  Автор: Орлова Татьяна Александровна,  учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1003   Москва, 2013

Урок русского языка в 5 классе «Язык, речь и человек»

Автор: Орлова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1003

Москва, 2013

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.

Язык это система словесного выражения

мыслей, знаний, чувств, которая служит

средством общения людей.

Язык цветов

Язык цветов

Язык музыки

Язык музыки

Язык танца

Язык танца

Язык мимики

Язык мимики

Языки программирования

Языки программирования

Язык жестов

Язык жестов

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.   На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.   Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском. В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

«Дивной вязью он [ народ ] плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».  (А.Н.Толстой)

«Дивной вязью он [ народ ] плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».

(А.Н.Толстой)

Слово не стрела, а в сердце язвит.   Недоброе слово что огонь жжёт.   Звон не молитва, крик не беседа.   На чужой роток не накинешь платок.   Ласковое слово и кость ломит.   Хорошую речь хорошо и слушать .

Слово не стрела, а в сердце язвит. Недоброе слово что огонь жжёт. Звон не молитва, крик не беседа. На чужой роток не накинешь платок. Ласковое слово и кость ломит. Хорошую речь хорошо и слушать .

Поймайте слова, которые «улетели» со страницы:    Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими______________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно____________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и____________ ей идти. На ней было плохое ____________ с узкими рукавами, а на плечах ____________. тучи пурга хлопьями волк улицы одета мешали пальто шарф

Поймайте слова, которые «улетели» со страницы:

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими______________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно____________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и____________ ей идти. На ней было плохое ____________ с узкими рукавами, а на плечах ____________.

тучи

пурга

хлопьями

волк

улицы

одета

мешали

пальто

шарф

Речь  – это способность говорить,  выражать, передавать что-либо словами.

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.       Речь – это язык в действии, язык в работе .

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание. Речь – это язык в действии, язык в работе .

Речь устная ( звуковая) письменная

Речь

устная ( звуковая)

письменная

  • Появилась миллион лет тому назад
  • Возникла значительно позже
  • Есть у всех народов
  • Не у всех народов есть
  • Чаще пользуемся звучащей речью
  • Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности
Только человек обладает даром слова

Только человек обладает даром слова

      Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.     Почему?

  Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.

Почему?

Для развития ребёнка в первые годы его жизни важно человеческое общение.

Для развития ребёнка в первые годы его жизни важно человеческое общение.

ПОНЯТНАЯ  Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

ПОНЯТНАЯ

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.