СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Двусоставное предложение. Главные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку-закреплению по теме "Двусоставное предложение. Главные члены предложения" содержит материал на отработку грамматических понятий "двусоставное предложение", "грамматическая основа", "типы сказуемых", "составное именное сказуемое", "составное глагольное сказуемое". Урок построен с использованием метода проекта, личностно-ориетированной технологии, проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку русского языка по теме "Двусоставное предложение. Главные члены предложения"»

«О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…»   (А.С. Пушкин)

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…»

(А.С. Пушкин)

Тема урока: «Двусоставное предложение.   Главные члены предложения». [    ] [  ] [  ]     О чем вам говорят эти схемы? Что делает предложение предложением? Сформулируйте тему нашего урока. Что дает нам изучение главных членов предложения?

Тема урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».

[ ] [ ] [ ]

О чем вам говорят эти схемы?

Что делает предложение предложением?

Сформулируйте тему нашего урока.

Что дает нам изучение главных членов предложения?

Грамматические понятия  – это понятия, в которых в обобщенном  виде отражены  существенные  признаки языковых явлений  Двусоставное предложение Грамматическая основа Подлежащее Сказуемое Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое Вспомогательный глагол Инфинитив Глагол-связка Именная часть Нулевая связка

Грамматические понятия это понятия, в которых в обобщенном виде отражены существенные признаки языковых явлений

  • Двусоставное предложение
  • Грамматическая основа
  • Подлежащее
  • Сказуемое
  • Простое глагольное сказуемое
  • Составное глагольное сказуемое
  • Составное именное сказуемое
  • Вспомогательный глагол
  • Инфинитив
  • Глагол-связка
  • Именная часть
  • Нулевая связка

Беседа по теме урока Двусоставное предложение  – простое предложение, в котором выделяются два главных члена. Грамматическая основа  состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее – независимый член предложения, имеющий форму именительного падежа, обозначает предмет (субъект). Сказуемое  – член предложения, обозначающий действие, состояние предмета, имеет формы наклонения и времени. Способы выражения подлежащего : сущ. в им. пад., местоим. в им. пад., инфинитив, прилаг., прич., междометие, числит., словосочетание, фразеологический оборот. Типы сказуемого : простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Составное глагольное сказуемое :   вспомогательный глагол + инфинитив. Составное именное сказуемое : глагол-связка + именная часть Нулевая связка  – отсутствие глагола-связки быть в настоящем времени в составном именном сказуемом.

Беседа по теме урока

  • Двусоставное предложение – простое предложение, в котором выделяются два главных члена.
  • Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
  • Подлежащее – независимый член предложения, имеющий форму именительного падежа, обозначает предмет (субъект).
  • Сказуемое – член предложения, обозначающий действие, состояние предмета, имеет формы наклонения и времени.
  • Способы выражения подлежащего : сущ. в им. пад., местоим. в им. пад., инфинитив, прилаг., прич., междометие, числит., словосочетание, фразеологический оборот.
  • Типы сказуемого : простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
  • Составное глагольное сказуемое :

вспомогательный глагол + инфинитив.

  • Составное именное сказуемое : глагол-связка + именная часть
  • Нулевая связка – отсутствие глагола-связки быть в настоящем времени в составном именном сказуемом.
Составное глагольное сказуемое инфинитив вспомогательный глагол  Выражает грамматическое  значение сказуемого и связь  Заключает в себе  сказуемого с подлежащим лексическое значение сказуемого  (спрягаемый глагол)  (неспрягаемая форма глагола)  Начать Продолжить Кончить Стать Прекратить Мочь Желать Хотеть Решиться Обязан (краткое прилагательное) Готов  (краткое прилагательное) Рад  (краткое прилагательное) Должен  (краткое прилагательное) Иметь намерение  (устойчивое сочетание) Дать согласие  (устойчивое сочетание) и др.

Составное глагольное сказуемое

  • инфинитив
  • вспомогательный глагол

Выражает грамматическое

значение сказуемого и связь

Заключает в себе

сказуемого с подлежащим

лексическое значение сказуемого

(спрягаемый глагол)

(неспрягаемая форма глагола)

Начать

Продолжить

Кончить

Стать

Прекратить

Мочь

Желать

Хотеть

Решиться

Обязан (краткое прилагательное)

Готов (краткое прилагательное)

Рад (краткое прилагательное)

Должен (краткое прилагательное)

Иметь намерение (устойчивое сочетание)

Дать согласие (устойчивое сочетание) и др.

Составное именное сказуемое Глагол – связка Именная часть  Обозначает признак  Выражает грамматическое значение, оформляет  предмета (качество, свойство, состояние), согласование сказуемого с  подлежащим  выражает лексическое  значение сказуемого Быть Краткие и полные формы прилагательного или причастия Являться Формы сравнительной степени прилагательного Казаться Становиться Имя существительное Делаться Порядковое числительное Считаться Местоимение Представлять собой Наречие Иметь вид и др.

Составное именное сказуемое

  • Глагол – связка
  • Именная часть

Обозначает признак

Выражает грамматическое значение, оформляет

предмета (качество, свойство, состояние),

согласование сказуемого с

подлежащим

выражает лексическое

значение сказуемого

Быть

Краткие и полные формы прилагательного или причастия

Являться

Формы сравнительной степени прилагательного

Казаться

Становиться

Имя существительное

Делаться

Порядковое числительное

Считаться

Местоимение

Представлять собой

Наречие

Иметь вид и др.

Упражнения по теме урока   сущ. пр.гл.,гл. 1).  Утром дождик  перестал …  м. пр.гл.,гл. пр.гл.,гл. Я  вЕлел залОжить Байрона и выехал .    м.  сост.им.,прил.,гл. 2). Что - то  рОковое было в этом медлеННом  движениИ бездушных маСС.   

Упражнения по теме урока

сущ. пр.гл.,гл.

1). Утром дождик перестал

м. пр.гл.,гл. пр.гл.,гл.

Я вЕлел залОжить Байрона и выехал .

м. сост.им.,прил.,гл.

2). Что - то рОковое было в этом медлеННом

движениИ бездушных маСС.

 

Упражнения по теме урока      пр.гл.,гл. 3). Еще кАпризней отметились в памяти на  сущ. золоте неба большие и чЁрные крышИ домов.         пр.гл.,гл. сущ. 4). Сверху сейчас же полЕтели  комЬя снега.

Упражнения по теме урока

 

пр.гл.,гл.

3). Еще кАпризней отметились в памяти на

сущ.

золоте неба большие и чЁрные крышИ домов.

пр.гл.,гл. сущ.

4). Сверху сейчас же полЕтели комЬя снега.

Упражнения по теме урока   прил.  пр.гл., гл . 5). Тонкий же только что вышел из вАгона и   сост.им.,гл.,прич. был навЬючен чЕмОданами, узлами и  кАртонками.    сс 6). Один из гостей уже со вчерашнего дня пр.гл., гл. пр.гл., гл. находился у Сергея Андреевича и теперь ожИдал  его дома.  

Упражнения по теме урока

прил. пр.гл., гл .

5). Тонкий же только что вышел из вАгона и

сост.им.,гл.,прич.

был навЬючен чЕмОданами, узлами и

кАртонками.

 

сс

6). Один из гостей уже со вчерашнего дня

пр.гл., гл. пр.гл., гл.

находился у Сергея Андреевича и теперь ожИдал

его дома.

 

Упражнения по теме урока  7). Из - под обросшЕй мохом крыши словно  пр.гл.,гл. сс исподлобья смОтрели на церковь пять маленьких  окон .   пр.гл.,гл. м. пр.гл., фразеол. 8). Честное даю слово, я ему уши надЕру.

Упражнения по теме урока

7). Из - под обросшЕй мохом крыши словно

пр.гл.,гл. сс

исподлобья смОтрели на церковь пять маленьких

окон .

пр.гл.,гл. м. пр.гл., фразеол.

8). Честное даю слово, я ему уши надЕру.

Этапы проектной деятельности  Постановка проблемы  Материал темы объемен, сложно на практике правильно выделить грамматическую основу, определить тип сказуемого Формулировка цели  Создание схемы «Главные члены предложения», в которой бы нашел отражение теоретический материал в сокращенном виде и которая бы явилась помощником в практической деятельности – нахождении грамматической основы, определении типа сказуемого и способов выражения главных членов предложения. Работа над проектом  Распределение ролей, сбор материала, оформление продукта проекта. Защита проекта

Этапы проектной деятельности

  • Постановка проблемы

Материал темы объемен, сложно на практике правильно выделить грамматическую основу, определить тип сказуемого

  • Формулировка цели

Создание схемы «Главные члены предложения», в которой бы нашел отражение теоретический материал в сокращенном виде и которая бы явилась помощником в практической деятельности – нахождении грамматической основы, определении типа сказуемого и способов выражения главных членов предложения.

  • Работа над проектом

Распределение ролей, сбор материала, оформление продукта проекта.

  • Защита проекта
 Послесловие   Скажи мне – и я забуду,  Покажи мне – и я запомню,  Дай сделать – и я пойму.   (Китайская мудрость)

Послесловие

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать – и я пойму.

(Китайская мудрость)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!