СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: "Типы связи слов в словосочетании".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является приложением к уроку. Урок в 8 классе на тему "Типы связи слов в предложении".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: "Типы связи слов в словосочетании".»

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Что называется словосочетанием? Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Что называется словосочетанием?

Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании.

Время на выполнение – 3 минуты.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, всё, что записали.
  • Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.
  • Время на выполнение – 3 минуты.
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.  От главного слова к зависимому задается вопрос.  главное слово зависимое вопрос

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным , другое – зависимым.

От главного слова к зависимому задается вопрос.

главное слово зависимое

вопрос

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.  Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава. Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

  • Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

  • Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Словосочетаниями не являются :  Грамматическая основа предложения Однородные члены предложения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот

Словосочетаниями не являются :

  • Грамматическая основа предложения
  • Однородные члены предложения
  • Служебная + самостоятельная часть речи
  • Фразеологический оборот

Групповая работа Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Групповая работа

  • Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ По главному слову: Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок. Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. По зависимому слову: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  • По главному слову:

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

  • По зависимому слову:

Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар

Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Типы связи слов в словосочетании?   Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связи слов в словосочетании?

Изучив материал на страницах 36 – 37 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых  грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главного слова к зависимому  задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому  Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола,  простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый

Типы связей слов в словосочетании

Согласование

Главное слово и зависимое стоят в одинаковых

грамматических формах ( род, число, падеж)

Это словосочетание типа «деревянный дом»

Предмет + его признак

Управление

От главного слова к зависимому

задается вопрос косвенного падежа

Дом из дерева, дорога к дому

Примыкание

Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу.

В роли зависимого слова чаще всего употребляются

неизменяемые части речи или формы слов:

деепричастие, наречие, инфинитив глагола,

простая сравнительная степень прилагательного,

Быстро бежать, очень красивый

АЛГОРИТМ Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. Если нет – управление.

АЛГОРИТМ

  • Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.
Результат работы Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Результат работы

  • Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
  • Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
  • Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • Пользуясь алгоритмом, распределите словосочетания по таблице.
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:  Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.  согласование

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

  • согласование
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла. управление

Потренируемся …

  • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • управление
Потренируемся … Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения: Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. примыкание

Потренируемся …

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • примыкание
Потренируемся … Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.  Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! такая мама

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама
Потренируемся …  Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Медленно опускаться на парашюте.  медленно опускаться

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно опускаться на парашюте.

  • медленно опускаться
Потренируемся … Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. Для России такой путь заказан. заказан для России

Потренируемся …

  • Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России
Самостоятельная работа Отметьте «+» все словосочетания. 1 вариант 2 вариант + + + + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» все словосочетания.

1 вариант

2 вариант

+

+

+

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании. Согласование + Управление Примыкание + + + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+», какой тип связи использован в словосочетании.

Согласование

+

Управление

Примыкание

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа Отметьте «+» синонимичные словосочетания. 1 вариант + 2 вариант + + +

Самостоятельная работа

  • Отметьте «+» синонимичные словосочетания.

1 вариант

+

2 вариант

+

+

+

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения. Выполнить упражнение № 72.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  • Выполнить упражнение № 72.
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что…  Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!