Технология обучения в сотрудничестве и её использование на уроках русского языка и литературы в старших классах
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 24
Страданченковой
Ирины Александровны
Теоретическое обоснование технологии
- Возникновение идеи – Джордж Дьюи,
20-е годы XX века.
- Разработка технологии – 70-е годы XX века:
1 группа – Дж.Аронсон (штат Калифорния),
2 группа – братья Джонсоны (университет Миннесота),
3 группа – Р.Славин (университет Джона Хопкинса)
Сущность технологии
- Обучение сотрудничеству происходит через организацию совместной деятельности детей в малой группе на уроке, когда дети активно общаются друг с другом в процессе решения общей познавательной или творческой задачи
- Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, то есть учиться вместе , а не просто выполнять что-то вместе!
Цели обучения в сотрудничестве
- Овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития;
- Развитие интеллектуальных умений и способностей;
- Формирование коммуникативной компетенции.
Принципы обучения в сотрудничестве
1. Научился сам – научи другого.
2. Принцип индивидуальной ответственности.
3. Принцип равных возможностей для достижения успеха.
Варианты технологии «обучение в сотрудничестве»
- Обучение в команде
- Командно-игровая деятельность (турнир)
- Индивидуальная работа в команде
- Пила – 1
- Пила – 2
- Учимся вместе
- Исследовательская работа в группах
Варианты технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» «Исследовательская работа в группе»
- Формирование однородных (по уровню обученности) групп, распределение обязанностей
- Каждая группа получает одно задание, являющееся частью большой темы, над которой работает весь класс
- Выполнение задания (каждый учащийся высказывает своё мнение по предложенной теме или вопросу, затем организуется обсуждение и выработка единой версии)
- Отчёт о проделанной работе
- Обобщающие выводы по теме урока на основе работы каждой группы
- Формирование групп, распределение обязанностей, ролей
- Группа получает или выбирает подтему общей темы, над которой работает весь класс
- Внутри группы подтема разбивается на отдельные задания для каждого ученика
- В ходе выполнения заданий внутри группы могут организовываться дискуссии
- По результатам индивидуальной работы каждого составляется общий доклад
- Презентация доклада
Варианты технологии обучения в сотрудничестве: «Пила-1» и «Пила-2»
- Организация групп (кол-во участников зависит от кол-ва вопросов, которые необходимо изучить или повторить).
- Вся группа работает над одной темой, но каждый участник имеет свой вопрос, который он разрабатывает особенно тщательно, становясь в нем «экспертом».
- Встреча «экспертов» из разных групп, которые обмениваются информацией и консультируются друг с другом.
- «Эксперты» возвращаются в свои группы и обучают остальных тому, что узнали сами. Так поступает каждый член группы.
- Отчёт о проделанной работе:
«Пила-1»: отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом (учитель может попросить любого участника группы ответить на любой вопрос темы)
«Пила-2»: проводится контрольный срез знаний по всей теме в целом
Использованная литература:
- О.Г. Тринитатская, Е.А. Чекунова «Урок в гуманистической парадигме образования»: учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования/ Под общей редакцией С.Ф.Хлебуновой.-Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007
- Педагогические технологии: учебное пособие/ Автор-составитель Т.П. Сальникова.-М.: ТЦ Сфера, 2008
- Групповые формы обучения: учебное издание/ Составитель Н.А. Сохранная.- Минск: Красико-Принт, 2007
- Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/ Авт.-сост. Е.Н. Попова и др.- Волгоград: Учитель, 2009