СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация кейс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация кейс»

    Мастер-класс по теме:  «Кейс-метод как способ реализации требований ФГОС на занятиях химии »   Преподаватель химии: Леонова Г.Г.

Мастер-класс по теме: «Кейс-метод как способ реализации требований ФГОС на занятиях химии »

Преподаватель химии:

Леонова Г.Г.

Метод case-stady (кейс-стади) или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа .

Метод case-stady (кейс-стади) или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа .

 Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университет а. П ервые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах  Гарвардского университета. 

Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университет а. П ервые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах

Гарвардского

университета. 

В России метод кейс-стади стали применять в обучении с 80х гг. в МГУ, затем в академических и отраслевых вузах .

В России метод кейс-стади стали применять в обучении с 80х гг. в МГУ, затем в академических и отраслевых вузах .

Виды кейсов:  обучающий, научно – исследовательский Типы кейсов : аналитический, эвристический, исследовательский

Виды кейсов:

  • обучающий,
  • научно – исследовательский

Типы кейсов :

  • аналитический,
  • эвристический,
  • исследовательский
Цель метода Научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую

Цель метода

  • Научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение;
  • научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую
Задачи кейс-метода: 1.Формирование и развитие информационной компетентности. 2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации. 3.Развитие навыков самостоятельности,инициативности. 4.Развитие умений принимать решения. 5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Задачи кейс-метода:

1.Формирование и развитие информационной компетентности.

2.Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации.

3.Развитие навыков

самостоятельности,инициативности.

4.Развитие умений принимать решения.

5.Развитие умений и навыков сотрудничества.

Требования предъявляемые к кейсу: должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; содержать необходимое и достаточное количество информации; быть актуальным на сегодняшний день; иметь несколько решений

Требования предъявляемые к кейсу:

  • должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
  • показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
  • содержать необходимое и достаточное количество информации;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • иметь несколько решений
Схема обучения по кейс–методу Этап работы Деятельность преподавателя До начала занятий Деятельность студентов Разработка кейса Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы Разработка сценария занятия Во время занятий Получение кейса. Изучение литературы. Самостоятельная подготовка. Организация предварительного обсуждения содержания кейса. Руководство групповой работой. Организация итогового обсуждения После занятий Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения). Представление и отстаивание своего варианта решения задания. Выслушивание точек зрения других участников. Оценка работ студентов. Окончание выполнения практической части

Схема обучения по кейс–методу

Этап работы

Деятельность преподавателя

До начала занятий

Деятельность студентов

  • Разработка кейса
  • Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы
  • Разработка сценария занятия

Во время занятий

  • Получение кейса.
  • Изучение литературы.
  • Самостоятельная подготовка.
  • Организация предварительного обсуждения содержания кейса.
  • Руководство групповой работой.
  • Организация итогового обсуждения

После занятий

  • Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения).
  • Представление и отстаивание своего варианта решения задания.
  • Выслушивание точек зрения других участников.

Оценка работ студентов.

Окончание выполнения практической части

Содержание деятельности методов и приемов для решения кейсов Методы и приёмы Моделирование Содержание деятельности Построение модели ситуации Системный анализ Анализ ситуации Мыслительный эксперимент Мысленное преобразование1 ситуации Метод описания Метод классификации Создание описания ситуации Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации Игровые методы Представление вариантов поведения героев в ситуации «Мозговой штурм» Генерирование идей относительно ситуации Генерирование идей относительно ситуации Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Содержание деятельности методов и приемов для решения кейсов

Методы и приёмы

Моделирование

Содержание деятельности

Построение модели ситуации

Системный анализ

Анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Мысленное преобразование1 ситуации

Метод описания

Метод классификации

Создание описания ситуации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Генерирование идей относительно ситуации

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Технология развивает компетентностные качества личности: – аналитические – практические – творческие – коммуникативные  умения – социальные умения – самоанализ

Технология развивает компетентностные качества личности:

– аналитические

– практические

– творческие

– коммуникативные

умения

– социальные умения

– самоанализ

Критерии оценки участия студентов в процессе решения кейса 1.Активность 2.Оригинальные идеи 3.Участие в презентаци и

Критерии оценки участия студентов в процессе решения кейса

1.Активность

2.Оригинальные идеи

3.Участие в презентаци и

Критерии оценок работы по этапам занятия № Наименование критерия п/п 1 Профессиональное, грамотное решение проблемы 2 Количество баллов 10 Новизна и неординарность решения проблемы 3 4 Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы 10 10 5 Качество графической части оформления решения проблемы 10 Этика ведения дискуссии 6 5 Активность работы всех членов микрогруппы 7 5 Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.) Итого: – 5 50 (–% 5)

Критерии оценок работы по этапам занятия

Наименование критерия

п/п

1

Профессиональное, грамотное решение проблемы

2

Количество

баллов

10

Новизна и неординарность решения проблемы

3

4

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

10

10

5

Качество графической части оформления решения проблемы

10

Этика ведения дискуссии

6

5

Активность работы всех членов микрогруппы

7

5

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

Итого:

– 5

50 (–% 5)

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией 1 . Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации. 2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ. 3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией

1 . Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации.

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой

МИНУСЫ:  ПЛЮСЫ  Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений Нахождение оптимального количества решений, принятия правильного решения; Умение работы с информацией Навык формулировки выводов, самоконтроль   Временные затраты   Сложность разработки   Обучение студентов работать в рамках метода

МИНУСЫ:

ПЛЮСЫ

  • Навык целеполагания, анализа ситуаций, моделирования решений
  • Нахождение оптимального количества решений, принятия правильного решения;
  • Умение работы с информацией
  • Навык формулировки выводов, самоконтроль
  •  
  • Временные затраты

 

  • Сложность разработки

 

  • Обучение студентов работать в рамках метода
  Тема: «Гомологи. Изомеры» Вид кейса  – обучающий Тип кейса  - аналитический Кейс На уроке химии троечник Вася сказал, что гомологами называют вещества, различающиеся по своему составу на группу CH 2  . Однако отличница Катя сказала, что такое возможно не всегда и Вася дал неправильный ответ Задания группам:  1. Уточните данное Васей определение. 2. Приведите структурные формулы трех изомерных соединений A, B и C, отличающихся от соединения X на группу CH 2  , но не являющихся его гомологами. 3. Виды изомерии.

Тема: «Гомологи. Изомеры»

Вид кейса  – обучающий

Тип кейса  - аналитический

Кейс

На уроке химии троечник Вася сказал, что гомологами называют вещества, различающиеся по своему составу на группу CH 2  . Однако отличница Катя сказала, что такое возможно не всегда и Вася дал неправильный ответ

Задания группам:

1. Уточните данное Васей определение.

2. Приведите структурные формулы трех изомерных соединений A, B и C, отличающихся от соединения X на группу CH 2  , но не являющихся его гомологами.

3. Виды изомерии.

Тема: «Жиры. Мыла» Вид кейса  – обучающий Типы кейса  – эвристический, исследовательский. Жиры – смесь сложных эфиров, образованных глицерином и жирными кислотами.  М.Э Шеврель посвятил изучению жиров 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелец текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого мыла, получаемого на фабрике. Шеврель установил, что мыло – натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так были впервые получены стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты. Шеврель  показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не только  их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и воду. Задания группам: 1.Каковы формулы жира и мыла?   2. Предложите способ  получения мыла из жира в домашних условиях. 3.Найдите  из других источников дополнительную информацию о жирах, мылах.

Тема: «Жиры. Мыла»

Вид кейса  – обучающий

Типы кейса  – эвристический, исследовательский.

Жиры – смесь сложных эфиров, образованных глицерином и жирными кислотами.  М.Э Шеврель посвятил изучению жиров 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелец текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого мыла, получаемого на фабрике. Шеврель установил, что мыло – натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель изготовлял мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так были впервые получены стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты. Шеврель  показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не только  их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и воду.

Задания группам:

1.Каковы формулы жира и мыла?  

2. Предложите способ  получения мыла из жира в домашних условиях.

3.Найдите  из других источников дополнительную информацию о жирах, мылах.

Тема: «Амины. Анилин» Кейс В 1862 году в Лондоне состоялась международная выставка, на которой кроме технических новинок демонстрировались химические процессы и продукты. Среди последних демонстрировалось странное неприятное вещество, вдобавок обладающее неприятным запахом Задания: О каком веществе идет речь? Почему оно удостоилось международной выставки? Имена каких ученых связаны с этим веществом?

Тема: «Амины. Анилин»

Кейс

В 1862 году в Лондоне состоялась международная выставка, на которой кроме технических новинок демонстрировались химические процессы и продукты. Среди последних демонстрировалось странное неприятное вещество, вдобавок обладающее неприятным запахом

Задания:

  • О каком веществе идет речь?
  • Почему оно удостоилось международной выставки?
  • Имена каких ученых связаны с этим веществом?
Тема: «Витамины и коферменты» Вид кейса  – обучающий Тип кейса  - эвристический кейс Кейс Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? О каких веществах идёт речь? Задания группам:  Что такое витамины? Найдите определения в источниках? История открытия витаминов. Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах. Роль витаминов для здоровья человека.

Тема: «Витамины и коферменты»

Вид кейса  – обучающий

Тип кейса  - эвристический кейс

Кейс

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели? О каких веществах идёт речь?

Задания группам:

  • Что такое витамины? Найдите определения в источниках?
  • История открытия витаминов.
  • Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах.
  • Роль витаминов для здоровья человека.
Тема: «Металлы I-III групп Периодической системы Д. И. Менделеева»  Кейс В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов (8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей .

Тема: «Металлы I-III групп Периодической системы Д. И. Менделеева»

Кейс

В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов (8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей .

Задания группам:   О каком металле идёт речь?  Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Каково строение атома этого металла? Какими физическими свойствами он обладает? В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций. Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды? Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?

Задания группам:

  • О каком металле идёт речь?
  • Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Каково строение атома этого металла?
  • Какими физическими свойствами он обладает?
  • В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
  • Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?
  • Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?
И в заключение… «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться». А.В.Луначарский

И в заключение…

«И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться».

А.В.Луначарский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005. - Выпуск 2. с. 169-194. Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. – 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net / case / casestadu.html  (16.01.2015) Кейс-метод в школе «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» http://www.enauki.ru/case Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
  • Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. – 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net / case / casestadu.html  (16.01.2015)
  • Кейс-метод в школе «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» http://www.enauki.ru/case
  • Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!