СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Метод проектов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о методе  проектов

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Метод проектов"»

МЕТОД ПРОЕКТОВ  КАПУСТИНА Л.С,

МЕТОД ПРОЕКТОВ

КАПУСТИНА Л.С,

Основные цели современной системы образования  Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Основные цели современной системы образования

Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией .

Современные тенденции образования    С овременная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Современные тенденции образования

С овременная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Уровень сформированности умений критического мышления в России  (данные Международного исследования 2002 г.) Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.  В России таких учащихся оказалось 18 %. Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6% В России – 9 %.

Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.)

  • Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
  • Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.
  • В России таких учащихся оказалось 18 %.
  • Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
  • В России – 9 %.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ  Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».  ( The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

( The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему  (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему  (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему  (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением  (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы ( выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

  • Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
  • Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  • Сообщать решение проблемы ( выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
МЕТОД ПРОЕКТОВ  Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы . Принимать самостоятельные аргументированные решения . Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы .
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения .
  • Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация ПРОБЛЕМА Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Проблемная ситуация

ПРОБЛЕМА

Поиск способов решения

(выдвижение гипотез)

Исследовательская,

поисковая пр. деятельность

Оформление результатов

Защита проекта

Прогнозирование новых проблем

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА   Метод проектов Ролевые игры Обучение в сотрудничестве Дискуссии Портфель ученика Мозговая атака

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Метод проектов

Ролевые игры

Обучение в сотрудничестве

Дискуссии

Портфель ученика

Мозговая атака

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная

деятельность

Исследовательские

Поисковые

Научный метод

Дискуссии,

эвристические беседы

Мозговые атаки

Ролевые игры

Рефлексивные

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Умения предметной области знания Интеллектуальные умения критического мышления Коммуникативные  умения Умения совместной деятельности Совокупность соответствующих компетентностей Поиск информации Осмысление Анализ Умения дискутировать, принимать решения Синтез  Ключевые компетенции Применение Оценка

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Умения предметной

области знания

Интеллектуальные умения

критического мышления

Коммуникативные

умения

Умения совместной деятельности

Совокупность соответствующих компетентностей

Поиск информации

Осмысление

Анализ

Умения дискутировать, принимать решения

Синтез

Ключевые компетенции

Применение

Оценка

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: П ервый уровень соотносится  с проблемным изложением учебного материала учителем . Третий  уровень предпола - гает,  что преподаватель создает проблемную ситу - ацию, а ученик с амостоя - тельно ее разрешает. Четвертый уровень сви - детельствует о полной самостоятельности ученика , который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.  Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ

Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

П ервый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем .

  • Третий уровень предпола - гает, что преподаватель создает проблемную ситу - ацию, а ученик с амостоя - тельно ее разрешает.
  • Четвертый уровень сви - детельствует о полной самостоятельности ученика , который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
  • Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .

Что такое критическое мышление? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Что такое критическое мышление?

  • Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность  ( исследовательская, поисковая, творческая,  ролевая, прикладная ). Проекты: практико -ориентированные, информационные, творческие.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Признаки типологизации:

  • Доминирующая в проекте деятельность ( исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная ). Проекты:
  • практико -ориентированные,
  • информационные,
  • творческие.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) П редметно-содержательная  область . Проекты :  - моно - проект ( в рамках одной  области  знания),  - межпредметный проект.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)

  • П редметно-содержательная область . Проекты :

- моно - проект ( в рамках одной области знания),

- межпредметный проект.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ) Характер координации проекта :  - проект с открытой координацией,    - проект со скрыт о й  (неявн о й ) координацией.    Характер контактов :  - внутри школьный;   - региональный;  - международный.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  • Характер координации проекта :

- проект с открытой координацией,

- проект со скрыт о й (неявн о й ) координацией.

  • Характер контактов :

- внутри школьный;

- региональный;

- международный.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение Количество участников проекта :  - индивидуальные,  - п арные,  - групповые . Продолжительность проекта:  - краткосрочные,  - долгосрочные .

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение

  • Количество участников проекта :

- индивидуальные,

- п арные,

- групповые .

  • Продолжительность проекта:

- краткосрочные,

- долгосрочные .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Представление проблемной ситуации: вербально; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Представление проблемной ситуации:

  • вербально;
  • с помощью видеоряда;
  • с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов .

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение)

Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Для целей: создания совместных творческих продуктов; организации совместных полевых работ, практических экспериментов; совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования; совместная разработка туристических маршрутов, пр.    сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов; проведения экологических, социологических проектов;

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Для целей:

  • создания совместных творческих продуктов;
  • организации совместных полевых работ, практических экспериментов;
  • совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
  • совместная разработка туристических маршрутов, пр.
  • сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;
  • проведения экологических, социологических проектов;
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная

деятельность

На уроке

Во внеурочной

деятельности

Общешкольный

проект

Телекоммуникационный

проект

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема и проблема проекта Подпроблема 1 Подпроблема 2 Подпроблема 3 Координация Научно-практическая конференция

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема и проблема

проекта

Подпроблема 1

Подпроблема 2

Подпроблема 3

Координация

Научно-практическая конференция

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки  получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;  коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  • З начимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи    участников проекта;  необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;  эстетика оформления результатов  проекта;  умение отвечать на вопросы оппонентов .

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов .

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА

Должен обладать определенными качествами:

  • Иметь хорошие организаторские способности;
  • Быть методически грамотным;
  • Владеть навыками межкультурного общения;
  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  • Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • Обладать базисными навыками работы в сетях;
  • Уметь работать с большими объемами информации;
  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА Поиск участников проекта; при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта); связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;  сбор и распространение информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.

ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА

  • Поиск участников проекта;
  • при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);
  • связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;
  • сбор и распространение информации об участниках проекта;
  • стимулирование участников к самооценке;
  • организация защиты и внешней оценки проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!