СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Мышление " по дошкольной психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Мышление" разработана для студентов педагогических ВУЗОВ по дошкольной психологии детей в возрасте с 2 до 7 лет.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Мышление " по дошкольной психологии»

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

Формы мышления Понятие   -форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.  Суждение   -  это  отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Умозаключение  -  это  мысль, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Делается вывод.

Формы мышления

  • Понятие   -форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. 
  • Суждение   -  это  отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками.
  • Умозаключение  -  это  мысль, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Делается вывод.
Мыслительные операции   1. Анализ  - мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, вкус и т.д.). 2. Синтез - объединение частей или свойств в единое целое. 3.  Сравнение - сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

Мыслительные операции

  • 1. Анализ

- мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, вкус и т.д.).

  • 2. Синтез

- объединение частей или свойств в единое целое.

  • 3. Сравнение

- сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

4.  Абстрагирование  - выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа) ( яблоко-сладкое, красное, круглое). 5.  Обобщение  - мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. (Это- фрукты).
  • 4. Абстрагирование

- выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа) ( яблоко-сладкое, красное, круглое).

  • 5. Обобщение

- мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. (Это- фрукты).

Виды мышления 2 - 3 года - Наглядно-действенное  4 – 5 лет – Наглядно - образное  6 - 7 лет –Словесно- логическое

Виды мышления

2 - 3 года - Наглядно-действенное

4 – 5 лет – Наглядно - образное

6 - 7 лет –Словесно- логическое

Когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как наглядно- действенное Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как наглядно- действенное Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности.

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности.

Развитие мышления При решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами,  на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.  Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Развитие мышления

При решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами,  на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления.  Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых.   По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.  Ребенок начинает ставить перед собой  познавательные задачи,  ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых.

  По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой  познавательные задачи,  ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка).

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка).

. В старшем дошкоьном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только  бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их постоянные свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, по­тому что там еще много краев, потому что тяжелое и не под­перто») . Наблюдения за тем, как происходят те или иные явления, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию .

.

В старшем дошкоьном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их постоянные свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, по­тому что там еще много краев, потому что тяжелое и не под­перто») .

Наблюдения за тем, как происходят те или иные явления, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию .

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий . От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами и др.

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий . От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами и др.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме . После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме. Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы , которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи .

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме . После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы , которыми пользуется ребенок, сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи .

Образное мышление — основной вид мышления ребенка-дошкольника . К 6-7 годам у дошкольников формируется словесно- логическое мышление.   Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов.  Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением .  Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому  логическим мышлением . .

Образное мышление — основной вид мышления ребенка-дошкольника . К 6-7 годам у дошкольников формируется словесно- логическое мышление.

  Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов.  Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением .  Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется поэтому  логическим мышлением .

.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т.п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т.п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления.

Дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления , что попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны.  Логическое мышление и умственное развитие. Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление .

Дошкольный возраст особо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления , что попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны. Логическое мышление и умственное развитие. Заметим, что на общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление .

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления .   Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления .

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию мышления: Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.   Формировать умение классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.  Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.  Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.  Развивать быстроту мышления через дидактические игры, проблемные ситуации, опыты , эксперименты и наблюдения.

Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию мышления:

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

  • Формировать умение классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры, проблемные ситуации, опыты , эксперименты и наблюдения.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • "Разложи картинки" (воспроизводить последовательность событий).
  • «Закончи слово" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово)

  • "Уникуб", "Лото, "Домино", пазлы, конструкторы.

  • Загадки.
Цель: развитие мышления,обучение грамоте  Ход игры : Детям загадывается загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка». -

Цель: развитие мышления,обучение грамоте

Ход игры : Детям загадывается загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

-

Когда я – месяц, то легко дыша,  Ты, как и снег, на солнце словно таешь,  Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,  То под меня ты бодро зашагаешь. Март - марш
  • Когда я – месяц, то легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце словно таешь,

Коль вместо «Т» в меня поставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

Март - марш

Дидактическая игра  «веселая логика» Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.  Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

Дидактическая игра «веселая логика»

  • Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.

Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

Логический ряд  Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследним

Логический ряд

  • Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследним
Найди истинное и ложное утверждение:   В этой цепочке 5-я буква – о. В этой цепочке 3-я буква – л. В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные. В этой цепочке 1-я буква – согласная.   м о л ь

Найди истинное и ложное утверждение:

В этой цепочке 5-я буква – о.

В этой цепочке 3-я буква – л.

В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные.

В этой цепочке 1-я буква – согласная.

м

о

л

ь

Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам  Что на что похоже? Зима – лето; Найди предмет, не похожий на другие;  Найди ошибку… Сравни картинки, найди отличия; Что изменилось?

Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам

  • Что на что похоже?
  • Зима – лето;
  • Найди предмет, не похожий на другие;
  • Найди ошибку…
  • Сравни картинки,

найди отличия;

  • Что изменилось?
Список литературы   Л.Ф.Обухова «Детская (возрастная) психология»  Е.Е.Сапогова «Психология развития человека»  Б.С.Мухина «Детская психология»

Список литературы Л.Ф.Обухова «Детская (возрастная) психология» Е.Е.Сапогова «Психология развития человека» Б.С.Мухина «Детская психология»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!