СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Мысль народная в романе "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мысль народная в романе "Война и мир"»

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинск ий к олледж »  МЫСЛЬ НАРОДНАЯ Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»   Подготовила:  преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинск ий к олледж » МЫСЛЬ НАРОДНАЯ

Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

Подготовила:

преподаватель литературы

Хританкова Н.Ю.

В комментариях автора Толстой писал, что главная мысль романа – «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

В комментариях автора

  • Толстой писал, что главная мысль романа – «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
Войну 1812 года Толстой представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.
  • Войну 1812 года Толстой представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.
В действиях героев романа Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона); Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом.

В действиях героев романа

  • Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона); Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом.
Война 1805 – 1807 гг. В 1805-1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Рассказывая о тех событиях, Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии.

Война 1805 – 1807 гг.

  • В 1805-1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Рассказывая о тех событиях, Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии.
Шенграбенское сражение В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы исполнить свой долг. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие народной войны 1812г.

Шенграбенское сражение

  • В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы исполнить свой долг. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие народной войны 1812г.
Аустерлицкое сражение В этом сражении не было у русской армии ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Не за кого было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Аустерлиц – пролог к войне, которую вели чиновники в военных мундирах. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.

Аустерлицкое сражение

  • В этом сражении не было у русской армии ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Не за кого было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Аустерлиц – пролог к войне, которую вели чиновники в военных мундирах. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.
НАПОЛЕОН

НАПОЛЕОН

КУТУЗОВ

КУТУЗОВ

Наполеон и Кутузов Резко противопоставлены друг другу – они антиподы (использование антитезы). Образы даны в субъективном восприятии; Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона.

Наполеон и Кутузов

  • Резко противопоставлены друг другу – они антиподы (использование антитезы). Образы даны в субъективном восприятии; Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона.
Наполеон и Кутузов Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «малый ростом», обращается внимание на «круглый живот» и «жирные ляжки коротких ног». В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.

Наполеон и Кутузов

  • Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «малый ростом», обращается внимание на «круглый живот» и «жирные ляжки коротких ног».
  • В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.
Наполеон и Кутузов Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, позерство. «Подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человечным он изображен в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в сражениях.

Наполеон и Кутузов

  • Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, позерство. «Подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
  • Добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человечным он изображен в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в сражениях.
Наполеон и Кутузов Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, поэтому он обречен на поражение. «Нет величия там, где нет простоты и правды». Полководец, который не столько направляет действия армии, сколько не мешает течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских.

Наполеон и Кутузов

  • Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, поэтому он обречен на поражение. «Нет величия там, где нет простоты и правды».
  • Полководец, который не столько направляет действия армии, сколько не мешает течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских.
Наполеон и Кутузов Главное – навязать свою волю и стать «творцом» истории. «Маленькие наполеоны» - Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один» - символизирует вольное и невольное презрение к людям, эгоизм, разобщение. Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена. Подлинно велик народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

Наполеон и Кутузов

  • Главное – навязать свою волю и стать «творцом» истории. «Маленькие наполеоны» - Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один» - символизирует вольное и невольное презрение к людям, эгоизм, разобщение.
  • Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена.
  • Подлинно велик народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.
Капитан Тушин Портрет совсем не героический. «Маленький, грязный, худой артиллеристский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.

Капитан Тушин

  • Портрет совсем не героический. «Маленький, грязный, худой артиллеристский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.
Забытая батарея Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли, но артиллеристы продолжали стрелять. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что здесь-то и сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая зажечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, дав русским время отступить.

Забытая батарея

  • Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли, но артиллеристы продолжали стрелять. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что здесь-то и сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая зажечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, дав русским время отступить.
Использованные источники Крутецкая, В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы [Текст] / В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Использованные источники

Крутецкая, В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы [Текст] / В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.