Подготовила учитель МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа» Бородина О. Л.
Тестовое задание - это составляющая педагогического теста, позволяющего контролировать знания обучающихся.
Существует ряд общих требований к созданию тестовых заданий. Это следующие требования:
- - каждое задание имеет свой порядковый номер;
- - каждое задание имеет только один правильный ответ;
- - в задании все элементы располагаются на местах, фиксированных в рамках выбранной формы;
- задания одной формы группируются вместе и предваряются стандартной инструкцией;
- для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической или политомической оценки;
- задание должно быть достаточно кратким по форме предъявления и по времени выполнения, которое обычно не превышает 3-5 мин.
Инструкция для испытуемых, выполняющих тест, должна быть предельно простой и понятной.
Инструкция должна быть:
- - предельно краткой;
- - сформулирована предельно просто, в частности, с использованием простых предложений без уточняющих придаточных предложений;
- - иметь примеры, поясняющие алгоритм прохождения теста.
По принятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:
- задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
- задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;
- задания на установление соответствия , выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
- задания на установление правильной последовательности , в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.
- каждое задание имеет свой порядковый номер;
- задания одной формы сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей формулировку задания в тесте;
- каждое задание имеет эталон правильного ответа;
- все элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;
- для каждого задания вырабатывается правило выставления оценки (дихотомической или политомической);
- задание должно быть кратким по форме предъявления и по времени выполнения.
- – задания с выбором одного правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ – правильный);
- – задания с выбором наиболее правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут быть и неправильные, и правильные, но в разной степени. От испытуемого требуется выбрать наиболее правильный ответ);
- - задания с выбором нескольких правильных ответов (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы).
Достоинства:
- - полнота охвата по содержанию (во-первых, содержание практически любой дисциплины может быть отражено в этой форме заданий, во-вторых, эта форма дает возможность более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины)
- - полнота охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной ситуации, понимание и т.д.
- эффективность (быстрота тестирования позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)
- технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в компьютерную форму тестирования)
- простота подсчета первичных баллов учеников (как правило, дихотомическая оценка)
- объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому не проверяются экспертами)
- возможность обратной связи: дистракторы, выбранные обучающимися, могут дать педагогу информацию о проблемах в обучении
- хорошо развита теория разработки и анализа заданий
- грамотно написанные задания этой формы валидны и надежны.
Недостатки :
- возможность угадывания . Слабо подготовленные ученики пытаются угадать правильный ответ на наиболее трудные задания теста
- ограниченность применения (непригодность для измерения уровня достижения некоторых учебных целей, например, умение приводить примеры, порождать оригинальные идеи; проверка различных стратегий решения задачи и т.д.)
- трудность разработки (разработка закрытых заданий требует больших затрат времени и сил по сравнению с другими формами тестовых заданий. Нахождение правдоподобных дистракторов требует определенных навыков)
Они могут быть двух типов:
- Число правильных ответов неизвестно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет вид: «Выберите номера всех правильных ответов».
- Число правильных ответов известно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет, например, вид: «Выберите три правильных ответа».
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются, их должен получить или придумать сам испытуемый. Задания открытой формы бывают двух типов:
- задания на дополнение ;
- задания со свободно конструируемым ответом .
- каждое задание, как правило, должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком, точками или рамкой;
- прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
- дополнение лучше выносить в конец предложения. Ответ должен генерироваться по мере чтения задания;
- все прочерки рекомендуется делать одной длины;
- после прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения;
- текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
- в тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.
Преимущества заданий со свободно конструируемым ответом:
- - легко разрабатывать
- - интересны и разнообразны в содержа-тельном плане
- - позволяют обучающимся продемонст-рировать свои способности, выразить мысли
- - стимулируют к учебе
- - отсутствует угадывание
- - нетехнологичны (не поддаются автоматической проверке, требуют времени на проверку)
- - субъективны в проверке, поэтому потенциально менее надежны
- - требуют большего времени на выполнение, поэтому позволяют проверить меньшее содержание, потенциально имеют более низкую валидность
- - интерпретация результатов значительно затруднена
Они могут быть двух типов:
- Соответствия взаимно - однозначные: любому элементу из левого столбца соответствует только один элемент из правого столбца и наоборот
- Соответствия не взаимно - однозначные: различным элементам из левого столбца может соответствовать один и тот же элемент из правого столбца
- задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;
- правый столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, когда число элементов правого столбца приблизительно в два раза больше числа элементов левого столбца;
- все дистракторы в одном задании должны быть равновероятно правдоподобны;
- элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
- всё задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.
- Довольно специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту форму
- Проверяют определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические
- Более трудные для учащихся по сравнению с заданиями других форм
- Трудны в разработке