«Внимание – единственные ворота к сознанию человека».
К. Д. Ушинский .
Что такое внимание?
- Внимание – сложный физиологический процесс, который является главным условием осуществления познавательного процесса.
Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект.
Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.
- Быть внимательным – значит
следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно.
Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими.
Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от характера воспитания в семье, в школе, от собственной деятельности ребенка по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Свойства внимания
Внимание характеризуется
- устойчивостью
- переключаемостью
- распределяемостью
- объемом
- концентрацией
- колебанием
- избирательностью
- Многочисленные исследования свидетельствуют о необходимости учета индивидуального развития познавательных процессов личности младшего школьника – внимания, памяти, мышления, воображения. Учителя должны видеть не только недостатки подготовленности ребенка к школе, но и особенности его психофизического развития и, исходя из этого, строить учебный процесс.
Особенно актуален такой подход в сельских малокомплектных школах. Специфические условия работы класса – комплекта предъявляют, прежде всего, особые требования к вниманию обучающихся.
Виды внимания
Внимание бывает произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Произвольное - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное развивается из непроизвольного. В то же время произвольное переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.
Непроизвольное внимание обусловлено непосредственным интересом. Произвольное требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы ставим.
Влияние внимания на успеваемость
Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания.
В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью.
Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач.
Поэтому тренировка распределенности внимания может способствовать улучшению успеваемости.
Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа.
При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных детей, тем лучше они учатся. А у невнимательных обучающихся высокий темп может сочетаться с низкой успеваемостью.
- На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальный темп.
- На успеваемость по русскому языку большое внимание оказывает уровень развития распределенности внимания и меньше – объем внимания.
- Успешность чтения связана больше всего с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слова.
- Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
- Нарушение каждого из вешеперечисленных свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Нарушения свойств внимания
- Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
- Недостаточная избирательность – ребенок не может сконцентрироваться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
- Недостаточная произвольность – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.
Актуальность изучения темы
- Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен. Обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведет оживленную беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных, в течение дня, факторов отвлекающих внимание обучающихся, обусловленных учебной работой двух классов одновременно.
- 40 – 45 минут работы распределяется между малым числом обучающихся, тем самым возрастает нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей, на снижении внимания.
- Ограниченность времени работы с учителем требует от детей быстрого переключения внимания от самостоятельной работы на другой вид работы. От скорости переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение1 -2 ух минут завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока ведет к снижению внимания всего класса.
В данной ситуации это влечет следующее:
- Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом.
- Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, исправить которую на данном уроке будет сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.
- Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.
- В реальном учебном процессе учащиеся устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьезную проблему в условиях малокомплектной школы.
- Исследования психологов показали, что тренировка внимания может способствовать стабилизации индивидуального темпа и успешности обучения по разным предметам было получено, что у внимательных учащихся успеваемость по всем предметам зависит от индивидуального темпа. Чем выше темп, тем лучше учатся дети, уже обладающие развитыми свойствами внимания. У невнимательных учеников темп непосредственно не связан с успеваемостью и ускорение в большинстве случаев оказывает даже отрицательное влияние на эффективность их учебной деятельности.
ВЫВОД
Развитие свойств внимания поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости,
во-вторых, организует работу классов в комплекте синхронно и слажено.
Таким образом, функция внимания и пути его организации занимают одно из центральных мест в учебно-педагогическом процессе в малокомплектной школе. С другой стороны, задача управления процессом внимания наиболее разрешима в условиях сельской малокомплектной школы, так как небольшое количество учеников дает возможность учителю быстро узнавать не только характер, но и способности каждого ученика.
Особенности внимания в учебном процессе.
- Сила раздражителя.
- Громкий звук, яркий свет и др. привлекают внимание помимо нашей воли. Но главное не в абсолютной силе, а в относительной силе раздражителя.
- Динамические особенности.
- Привлекают внимание динамические особенности объектов – мерцающий свет, порывистые ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности)
- Необычность, новизна предметов и явлений в разумных порциях. Много нового – трудно, мало нового – скучно.
- Повтор приемов и выражений притупляют внимание.
- Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастает напряжение внимания и приводит к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.
- Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимаия. Внимание ребенка может быть устойчивым 25-30 минут, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранить внимание, держа класс в напряжении все 45 минут урока.
- Опорные схемы и план организуют и активируют внимание.
- Нестандартный вопрос, проблема, загадка – это безотказное средство пробуждения внимания.
- Внимании ребенка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.
Причины нарушения внимания
- Организационно-методические ошибки
- Пустые промежутки, длинные паузы.
- Резкие, громкие замечания.
- Ненужные хождения по классу.
- Утомление.
- Нарушение режима дня (поздно ложится спать, телевизор, компьютер, гости - перегрузка нервной системы).
- Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и прочее – все эти виды умственной деятельности держат внимание. Обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.
Рекомендации «Как развивать внимание»
- Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
- Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо, и ВТО же время внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.
- Развивайте у себя волевые качества – это способствует и развитию устойчивости внимания. Заставляйте себя сосредотачиваться, когда этого не хочется делать. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.
- Почаще прибегайте к играм, направленным на развитие внимания: шашки, шахматы, головоломки, спортивные игры. В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, старайтесь заметить, а потом описать возможно большее число предметов.
- Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза состояния мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови – и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее. Значит, если вы хотите быть внимательными, сделайте сначала то, чему вас учили с первого класса, - сядьте прямо, соберитесь, настройтесь.
- Внимание нужно развивать именно в той деятельности, для которой нам внимание нужно.
- Но тем не менее, чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это.
- Лучший способ развивать внимание – научитесь быть внимательными к людям.
- Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.