Научная работа по литературе
Автор: Ильин Леонид,
ученик 6 б класса МАОУ
СОШ № 2
Научный руководитель: Сафонова Т. А., учитель русского языка и литературы
Введение
Название моей исследовательской работы: «Как научиться писать стихи». Работа состоит из введения, трех глав, заключительной части, изложена на 18 страницах. Задача моего исследования : Изучить произведения современных поэтов и сопоставить их с произведениями классиков.
Цели исследования:
Изучить историю стихосложения в России.
Изучить теорию стихосложения.
Исследовать произведения современных поэтов.
Создать алгоритм написания стихов.
В соответствии с алгоритмом написать самому стихотворение.
Объектом моего исследования является стихосложение. Предмет моего исследования - стихотворение.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что, изучив стихотворения современных поэтов, мы сможем узнать о том, как сейчас пишут стихи.
Я бы хотел выдвинуть гипотезу: Сейчас стихи не вышли из моды, поэты пишут стихи, читатели их читают, выражают о них своё мнение». Эта гипотеза раскрывает актуальность моей работы. Я считаю, что, изучив способы стихосложения, виды рифм, жанры литературы и стихотворения современных поэтов, можно будет узнать что-то новое, попробовать сочинить свое стихотворение и заинтересовать учеников в изучении поэзии.
Глава 1
- Стихосложение - раздел литературы, изучающий организацию стихотворной речи. Основные понятия: метрика и ритмика, строфика. Звуковая организация (звуковая организация, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
- Стопа - условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
- К концу XVII века относится первая неудавшаяся попытка ввести в литературу стопное стихосложение, которое век спустя станет главенствующим. Стопой является сочетание либо двух, либо трех слогов, расположенных в определенном порядке.
Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных:
- Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных:
Мелетий Смотрицкий, автор «Славянской грамматики».
Двухсложные: Трёхсложные:
Спондей _ _ Дактиль_~ ~
Тиррихий ~ ~ Анапес т ~ ~ _
Трохей _ ~ Амфибрахий ~ _
Ямб _~ Палимрахий _ _ ~
Тримакр _ _ _
Амфимакр _ ~ _
Бакхий ~ _ _
Современные стихотворные размеры
- Двусложные размеры - это ямб и хорей, трехсложные- дактиль, амфибрахий, анапест.
- Итак, ямб _ _
- хорей __ __
- дактиль __ __ ___
- амфибрахий ___ ___ ___
- анапест ___ ____ ___
- (графические обозначения: ударный и безударный слоги)
Двустопный ямб Играй,/ Адель, Не знай печали; Хариты, Лель Тебя венчали... (А.С. Пушкин) Четырёхстопный ямб О па/мять сер/дца! Ты /сильней/ Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. (К. Н. Батюшков)
Двустопный хорей Аты-/баты, Шли солдаты, Аты-баты На базар.. (народн.) Четырёхстопный хорей Буря / мглою/ небо/ кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин)
Двустопный амфибрахий Пусть сосны /и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись спят. (Ф.И. Тютчев) Трёхстопный амфибрахий Средь шумно/го бала /случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна, Твои покрывала черты. (А.К. Толстой )
Трёхстопный анапест Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу В стороне /от весё/лых подруг? Знать, забило сердечко тревогу - Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.А. Некрасов)
Четырёхстопный дактиль Утро ту/манное, /утро се/дое, Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
- Слово рифма – того же происхождения, что и ритм (корень единый, греческий), но значения разные. «Стройность» и «соразмерность» - такому значению соответствует слово «ритм». Рифму же Тредиаковский определял как согласие конечных между собой в стихе слогов – клаузул. Имеется в виду созвучие или совпадение стихотворных концовок, начиная с последнего ударного гласного в строках. Кантемир делил рифмы на односложные, двухсложные, или на «тупые», «простые», «скользкие».
«Тупые» рифмы:
Блоха-соха, поклон-звон.
«Простые»:
Рубашка-Ивашка,
летают-встречают.
«Скользкие»:
ускользают-сползают.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М. Ю. Лермонтов
а-в
а-в
Такая рифма называется переплётной (перекрестной).
Дубовый листок оторвался от веки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
«Листок» М. Ю. Лермонтов
а-а
в-в
Такая рифма называется парной (кольцевой)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса- великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя …
«Тучка» М. Ю. Лермонтов.
а-в
в-а
Такая рифма называется обхватывающей (охватной).
- Жанры поэзии - типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Прежде всего возглавляет жанры поэзии, классифицированные по тематическому признаку: любовная лирика, которой отводится место не только в литературе, но и в творчестве каждого, отдельно взятого поэта. Любовная лирика повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой.
Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику.Она также достаточно распространена в рамках поэзии, ведь авторы стихотворений во все века ищут ответы на вопросы смысло – бытийного характера.
Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику.
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивление…(У.Шекспир)
Пейзажная лирика – следующий сегмент классификации жанров поэзии по тематическому основанию. Пейзажи родной природы, леса и луга, великая сила моря, захватывающие виды гор – все это, несомненно, вызывает бурю чувств и переживаний в душе поэта.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.Есенин)
Гражданская лирика, равно как и патриотическая, так же достаточно распространенный тип лирических произведений.
В них поэты, обычно, размышляют о судьбах Отчизны.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)
Современная поэзия
Вера Полозкова
Извечный спор до хрипоты,
Вся жизнь – спектакль.
Идет премьера.
Герои пьесы - я и ты.
И суетятся костюмеры,
И декоратор жжет мосты.
Полувсерьез, полушутя
В плену игры без дублера –
На сцене только ты и я.
Без грима, света, режиссера
Играем, публику дразня
В спектакле этом мы – шуты.
Ты царь, а я императрица.
Я в жизни дрянь. Ответь, кто ты?..
Из пьесы вырвана страница,
Из жизни целые листы.
Антон Переломов
«Птица, которая летит впереди»
Мы неслись к озаренным вершинам,
Нас манила туманная даль,
Мы летели стремительным клином,
Позабыв про тоску и печаль.
Наша стая смертельно устала
И любой, кто отстал от нее,
Разбивался о серые скалы,
Что лежат над холодной землей.
Сквозь дожди и безудержный ветер
Мы неслись, не сбиваясь с пути.
Только кто бы нам все же ответил,
Что за птица летит впереди?!
А внизу так легко и смиренно,
Средь безмолвия спят города;
Словно кровь в проступающих венах
Растекается в реках вода.
И леса, будто темные пятна,
Устилают безлюдный простор,
И порою так четко и внятно
Слышен их вековой разговор.
Пусть их жизнь до последнего срока
Будет мирной, без бед и забот!
И пусть будет храним силой бога
Тот вожак, что ведет нас вперед!
Играем, сочиняя стихи
- Словечко -…..
- Рифмовщик -…
- Поэт -…..
- Значок -….
Пришла ….
Текут …,
Скрипит ….
… лучи,
Играя на …. холодной
Ласкают нежно… гладь
И от … природной
Немного …. мечтать
Словечко – ….человечка, свечка
Рифмовщик – …фасовщик
Поэт – …рассвет, привет
Значок – ……сверчок, воротничок
……… Пришла…... весна…
Текут ручьи,
Скрипит сосна
… Солнца лучи
Играя на земле холодной
Ласкают нежно… воды гладь
И от … красоты природной
Немного …. хочется мечтать
Итак, пишем стихи
1 этап. Выбрать тему.
Так как сейчас зима, значит и тема будет зимней.
2 этап. Определить содержание.
Если тема «Осень», то это будут желтые листья, ненастная погода, дожди, грустное настроение.
3 этап. Оформление.
И вот что получилось
Пришла осенняя пора,
Листвой украшена земля.
Сидит, скучая, детвора,
С печалью в окошко глядя.
И капли дождя
В окошко стуча,
В дни ноября,
Ждут солнца луча!
Скрипучие качели
Когда-то в детстве я ходил
Качаться на качели.
Качели были хороши,
но часто уж скрипели.
И вот, когда давно забыл,
Места, где мы играли,
Но не забуду никогда
Их тихий скрип усталый….
А может, их уже и нет,
И память понаслышке,
Но их родной, приятный скрип
Еще так звонко слышен.
И даже фотографий нет,
И карты, как туда добраться,
Но слыша их прекрасный скрип,
Мне невозможно заплутаться!
Заключение
Изучив способы стихосложения, виды рифм, жанры поэзии, произведения поэтов XVIII-XXI веков можно понять, что поэзия - это часть культуры русского народа. И она была, есть и будет популярной в нашей стране. Это исследование я провел, чтобы доказать, что и в наше время множество поэтов, которые вносят вклад в культуру своего народа, и вкладывают частичку души в свои произведения.
И в конце хотелось бы подтвердить актуальность проведенной работы, ведь в настоящее время существует огромное количество любителей поэзии. Классики поэзии, их произведения изучаются в школе, проводятся фестивали, конкурсы, отмечаются юбилейные даты известных поэтов… Итак, моя исследовательская работа подтвердила, что поэзия продолжает быть популярной в России и привлекает современников к написанию стихов.