СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация научной работы по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была создана для защиты научной работы по литературе учени ком 6 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация научной работы по литературе»

Научная работа по литературе Автор: Ильин Леонид, ученик 6 б класса МАОУ  СОШ № 2 Научный руководитель: Сафонова Т. А., учитель русского языка и литературы

Научная работа по литературе

Автор: Ильин Леонид,

ученик 6 б класса МАОУ

СОШ № 2

Научный руководитель: Сафонова Т. А., учитель русского языка и литературы

Введение

Название моей исследовательской работы: «Как научиться писать стихи». Работа состоит из введения, трех глав, заключительной части, изложена на 18 страницах. Задача моего исследования : Изучить произведения современных поэтов и сопоставить их с произведениями классиков.

Цели исследования:

Изучить историю стихосложения в России.

Изучить теорию стихосложения.

Исследовать произведения современных поэтов.

Создать алгоритм написания стихов.

В соответствии с алгоритмом написать самому стихотворение.

Объектом моего исследования является стихосложение. Предмет моего исследования - стихотворение.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что, изучив стихотворения современных поэтов, мы сможем узнать о том, как сейчас пишут стихи.

Я бы хотел выдвинуть гипотезу: Сейчас стихи не вышли из моды, поэты пишут стихи, читатели их читают, выражают о них своё мнение». Эта гипотеза раскрывает актуальность моей работы. Я считаю, что, изучив способы стихосложения, виды рифм, жанры литературы и стихотворения современных поэтов, можно будет узнать что-то новое, попробовать сочинить свое стихотворение и заинтересовать учеников в изучении поэзии.

Глава 1 Стихосложение - раздел литературы, изучающий организацию стихотворной речи. Основные понятия: метрика и ритмика, строфика. Звуковая организация (звуковая организация, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр. Стопа - условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.

Глава 1

  • Стихосложение - раздел литературы, изучающий организацию стихотворной речи. Основные понятия: метрика и ритмика, строфика. Звуковая организация (звуковая организация, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
  • Стопа - условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
К концу XVII века относится первая неудавшаяся попытка ввести в литературу стопное стихосложение, которое век спустя станет главенствующим. Стопой является сочетание либо двух, либо трех слогов, расположенных в определенном порядке.
  • К концу XVII века относится первая неудавшаяся попытка ввести в литературу стопное стихосложение, которое век спустя станет главенствующим. Стопой является сочетание либо двух, либо трех слогов, расположенных в определенном порядке.
Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных: Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных:

Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных:

  • Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть ямбических стоп, то, значит это шестистопный ямб; если три дактилических стоп, то, трехстопный дактиль. Учение о такой метрике стиха ориентировано на терминологии: ямб, хорей и пр. Стопа называлась «ногой». М.Смотрицкий, автор славянской «Грамматики», рассуждая о «степеней стихотворные меры» (т.е о стопах), приводит двенадцать их разновидностей - четыре двухсложные и восемь трехсложных:
Мелетий Смотрицкий, автор «Славянской грамматики».

Мелетий Смотрицкий, автор «Славянской грамматики».

Двухсложные:           Трёхсложные:  Спондей _ _ Дактиль_~ ~ Тиррихий ~ ~ Анапес т ~ ~ _ Трохей _ ~ Амфибрахий ~ _ Ямб _~ Палимрахий _ _ ~  Тримакр _ _ _  Амфимакр _ ~ _  Бакхий ~ _ _

Двухсложные: Трёхсложные:

Спондей _ _ Дактиль_~ ~

Тиррихий ~ ~ Анапес т ~ ~ _

Трохей _ ~ Амфибрахий ~ _

Ямб _~ Палимрахий _ _ ~

Тримакр _ _ _

Амфимакр _ ~ _

Бакхий ~ _ _

Современные стихотворные размеры Двусложные размеры - это ямб и хорей, трехсложные- дактиль, амфибрахий, анапест. Итак, ямб _ _ хорей __ __ дактиль __ __ ___ амфибрахий ___ ___ ___ анапест ___ ____ ___ (графические обозначения: ударный и безударный слоги)

Современные стихотворные размеры

  • Двусложные размеры - это ямб и хорей, трехсложные- дактиль, амфибрахий, анапест.
  • Итак, ямб _ _
  • хорей __ __
  • дактиль __ __ ___
  • амфибрахий ___ ___ ___
  • анапест ___ ____ ___
  • (графические обозначения: ударный и безударный слоги)
Двустопный ямб  Играй,/ Адель,    Не знай печали;  Хариты, Лель  Тебя венчали...    (А.С. Пушкин)     Четырёхстопный ямб  О па/мять сер/дца! Ты /сильней/  Рассудка памяти печальной  И часто сладостью своей  Меня в стране пленяешь дальной.                                 (К. Н. Батюшков)   

Двустопный ямб Играй,/ Адель,   Не знай печали; Хариты, Лель Тебя венчали...   (А.С. Пушкин)   Четырёхстопный ямб О па/мять сер/дца! Ты /сильней/ Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной.                                (К. Н. Батюшков)  

Двустопный хорей  Аты-/баты,  Шли солдаты,  Аты-баты  На базар..             (народн.)     Четырёхстопный хорей  Буря / мглою/ небо/ кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,  То заплачет, как дитя...                                 (А.С. Пушкин) 

Двустопный хорей Аты-/баты, Шли солдаты, Аты-баты На базар..            (народн.)   Четырёхстопный хорей Буря / мглою/ небо/ кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя...                                (А.С. Пушкин) 

Двустопный амфибрахий  Пусть сосны /и ели  Всю зиму торчат,  В снега и метели  Закутавшись спят.                        (Ф.И. Тютчев)    Трёхстопный амфибрахий  Средь шумно/го бала /случайно,  В тревоге мирской суеты,  Тебя я увидел, но тайна,  Твои покрывала черты.  (А.К. Толстой )

Двустопный амфибрахий Пусть сосны /и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись спят.                       (Ф.И. Тютчев)   Трёхстопный амфибрахий Средь шумно/го бала /случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна, Твои покрывала черты. (А.К. Толстой )

Трёхстопный анапест  Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу  В стороне /от весё/лых подруг?  Знать, забило сердечко тревогу -  Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.                                      (Н.А. Некрасов)    Четырёхстопный дактиль   Утро ту/манное, /утро се/дое,  Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,  Нехотя вспомнишь и время былое,  Вспомнишь и лица, давно позабытые.                                           (И.С. Тургенев)   

Трёхстопный анапест Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу В стороне /от весё/лых подруг? Знать, забило сердечко тревогу - Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.                                     (Н.А. Некрасов)

  Четырёхстопный дактиль  Утро ту/манное, /утро се/дое, Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.                                          (И.С. Тургенев)  

Слово рифма – того же происхождения, что и ритм (корень единый, греческий), но значения разные. «Стройность» и «соразмерность» - такому значению соответствует слово «ритм». Рифму же Тредиаковский определял как согласие конечных между собой в стихе слогов – клаузул. Имеется в виду созвучие или совпадение стихотворных концовок, начиная с последнего ударного гласного в строках. Кантемир делил рифмы на односложные, двухсложные, или на «тупые», «простые», «скользкие».
  • Слово рифма – того же происхождения, что и ритм (корень единый, греческий), но значения разные. «Стройность» и «соразмерность» - такому значению соответствует слово «ритм». Рифму же Тредиаковский определял как согласие конечных между собой в стихе слогов – клаузул. Имеется в виду созвучие или совпадение стихотворных концовок, начиная с последнего ударного гласного в строках. Кантемир делил рифмы на односложные, двухсложные, или на «тупые», «простые», «скользкие».
«Тупые» рифмы: Блоха-соха, поклон-звон. «Простые»: Рубашка-Ивашка, летают-встречают. «Скользкие»: ускользают-сползают.

«Тупые» рифмы:

Блоха-соха, поклон-звон.

«Простые»:

Рубашка-Ивашка,

летают-встречают.

«Скользкие»:

ускользают-сползают.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов а-в  а-в Такая рифма называется переплётной (перекрестной).

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов

а-в

а-в

Такая рифма называется переплётной (перекрестной).

Дубовый листок оторвался от веки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя; И вот наконец докатился до Чёрного моря. «Листок» М. Ю. Лермонтов а-а в-в Такая рифма называется парной (кольцевой)

Дубовый листок оторвался от веки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя;

И вот наконец докатился до Чёрного моря.

«Листок» М. Ю. Лермонтов

а-а

в-в

Такая рифма называется парной (кольцевой)

Ночевала тучка золотая На груди утёса- великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя … «Тучка» М. Ю. Лермонтов. а-в в-а Такая рифма называется обхватывающей (охватной).

Ночевала тучка золотая

На груди утёса- великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя …

«Тучка» М. Ю. Лермонтов.

а-в

в-а

Такая рифма называется обхватывающей (охватной).

Жанры поэзии - типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Прежде всего возглавляет жанры поэзии, классифицированные по тематическому признаку: любовная лирика, которой отводится место не только в литературе, но и в творчестве каждого, отдельно взятого поэта. Любовная лирика повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой.
  • Жанры поэзии - типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Прежде всего возглавляет жанры поэзии, классифицированные по тематическому признаку: любовная лирика, которой отводится место не только в литературе, но и в творчестве каждого, отдельно взятого поэта. Любовная лирика повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой.
Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику.Она также достаточно распространена в рамках поэзии, ведь авторы стихотворений во все века ищут ответы на вопросы смысло – бытийного характера. Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику. Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивление…(У.Шекспир)

Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику.Она также достаточно распространена в рамках поэзии, ведь авторы стихотворений во все века ищут ответы на вопросы смысло – бытийного характера.

Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороной философскую лирику.

Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивление…(У.Шекспир)

 Пейзажная лирика – следующий сегмент классификации жанров поэзии по тематическому основанию. Пейзажи родной природы, леса и луга, великая сила моря, захватывающие виды гор – все это, несомненно, вызывает бурю чувств и переживаний в душе поэта. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. (С.Есенин)

Пейзажная лирика – следующий сегмент классификации жанров поэзии по тематическому основанию. Пейзажи родной природы, леса и луга, великая сила моря, захватывающие виды гор – все это, несомненно, вызывает бурю чувств и переживаний в душе поэта.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С.Есенин)

Гражданская лирика, равно как и патриотическая, так же достаточно распространенный тип лирических произведений. В них поэты, обычно, размышляют о судьбах Отчизны. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

Гражданская лирика, равно как и патриотическая, так же достаточно распространенный тип лирических произведений.

В них поэты, обычно, размышляют о судьбах Отчизны.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

Современная поэзия Вера Полозкова

Современная поэзия

Вера Полозкова

Извечный спор до хрипоты, Вся жизнь – спектакль. Идет премьера. Герои пьесы - я и ты. И суетятся костюмеры, И декоратор жжет мосты. Полувсерьез, полушутя В плену игры без дублера – На сцене только ты и я. Без грима, света, режиссера Играем, публику дразня В спектакле этом мы – шуты. Ты царь, а я императрица. Я в жизни дрянь. Ответь, кто ты?.. Из пьесы вырвана страница, Из жизни целые листы.

Извечный спор до хрипоты,

Вся жизнь – спектакль.

Идет премьера.

Герои пьесы - я и ты.

И суетятся костюмеры,

И декоратор жжет мосты.

Полувсерьез, полушутя

В плену игры без дублера –

На сцене только ты и я.

Без грима, света, режиссера

Играем, публику дразня

В спектакле этом мы – шуты.

Ты царь, а я императрица.

Я в жизни дрянь. Ответь, кто ты?..

Из пьесы вырвана страница,

Из жизни целые листы.

Антон Переломов

Антон Переломов

«Птица, которая летит впереди» Мы неслись к озаренным вершинам, Нас манила туманная даль, Мы летели стремительным клином, Позабыв про тоску и печаль. Наша стая смертельно устала И любой, кто отстал от нее, Разбивался о серые скалы, Что лежат над холодной землей. Сквозь дожди и безудержный ветер Мы неслись, не сбиваясь с пути. Только кто бы нам все же ответил, Что за птица летит впереди?!

«Птица, которая летит впереди»

Мы неслись к озаренным вершинам,

Нас манила туманная даль,

Мы летели стремительным клином,

Позабыв про тоску и печаль.

Наша стая смертельно устала

И любой, кто отстал от нее,

Разбивался о серые скалы,

Что лежат над холодной землей.

Сквозь дожди и безудержный ветер

Мы неслись, не сбиваясь с пути.

Только кто бы нам все же ответил,

Что за птица летит впереди?!

А внизу так легко и смиренно, Средь безмолвия спят города; Словно кровь в проступающих венах Растекается в реках вода. И леса, будто темные пятна, Устилают безлюдный простор, И порою так четко и внятно Слышен их вековой разговор. Пусть их жизнь до последнего срока Будет мирной, без бед и забот! И пусть будет храним силой бога Тот вожак, что ведет нас вперед!

А внизу так легко и смиренно,

Средь безмолвия спят города;

Словно кровь в проступающих венах

Растекается в реках вода.

И леса, будто темные пятна,

Устилают безлюдный простор,

И порою так четко и внятно

Слышен их вековой разговор.

Пусть их жизнь до последнего срока

Будет мирной, без бед и забот!

И пусть будет храним силой бога

Тот вожак, что ведет нас вперед!

Играем, сочиняя стихи Словечко -….. Рифмовщик -… Поэт -….. Значок -…. Пришла ….  Текут …, Скрипит …. …  лучи, Играя на …. холодной Ласкают нежно… гладь И от … природной Немного …. мечтать

Играем, сочиняя стихи

  • Словечко -…..
  • Рифмовщик -…
  • Поэт -…..
  • Значок -….

Пришла ….

Текут …,

Скрипит ….

лучи,

Играя на …. холодной

Ласкают нежно… гладь

И от … природной

Немного …. мечтать

Словечко – ….человечка, свечка Рифмовщик – …фасовщик Поэт – …рассвет, привет Значок – ……сверчок, воротничок ……… Пришла…... весна… Текут ручьи, Скрипит сосна … Солнца лучи Играя на земле холодной Ласкают нежно… воды гладь И от … красоты природной Немного …. хочется мечтать

Словечко – ….человечка, свечка

Рифмовщик – …фасовщик

Поэт – …рассвет, привет

Значок – ……сверчок, воротничок

……… Пришла…... весна…

Текут ручьи,

Скрипит сосна

Солнца лучи

Играя на земле холодной

Ласкают нежно… воды гладь

И от … красоты природной

Немного …. хочется мечтать

Итак, пишем стихи 1 этап. Выбрать тему. Так как сейчас зима, значит и тема будет зимней. 2 этап. Определить содержание.  Если тема «Осень», то это будут желтые листья, ненастная погода, дожди, грустное настроение. 3 этап. Оформление.

Итак, пишем стихи

1 этап. Выбрать тему.

Так как сейчас зима, значит и тема будет зимней.

2 этап. Определить содержание.

Если тема «Осень», то это будут желтые листья, ненастная погода, дожди, грустное настроение.

3 этап. Оформление.

И вот что получилось Пришла осенняя пора, Листвой украшена земля. Сидит, скучая, детвора, С печалью в окошко глядя. И капли дождя В окошко стуча, В дни ноября, Ждут солнца луча!

И вот что получилось

Пришла осенняя пора,

Листвой украшена земля.

Сидит, скучая, детвора,

С печалью в окошко глядя.

И капли дождя

В окошко стуча,

В дни ноября,

Ждут солнца луча!

Скрипучие качели Когда-то в детстве я ходил Качаться на качели. Качели были хороши, но часто уж скрипели. И вот, когда давно забыл, Места, где мы играли, Но не забуду никогда Их тихий скрип усталый…. А может, их уже и нет, И память понаслышке, Но их родной, приятный скрип Еще так звонко слышен. И даже фотографий нет, И карты, как туда добраться, Но слыша их прекрасный скрип, Мне невозможно заплутаться!

Скрипучие качели

Когда-то в детстве я ходил

Качаться на качели.

Качели были хороши,

но часто уж скрипели.

И вот, когда давно забыл,

Места, где мы играли,

Но не забуду никогда

Их тихий скрип усталый….

А может, их уже и нет,

И память понаслышке,

Но их родной, приятный скрип

Еще так звонко слышен.

И даже фотографий нет,

И карты, как туда добраться,

Но слыша их прекрасный скрип,

Мне невозможно заплутаться!

Заключение  Изучив способы стихосложения, виды рифм, жанры поэзии, произведения поэтов XVIII-XXI веков можно понять, что поэзия - это часть культуры русского народа. И она была, есть и будет популярной в нашей стране. Это исследование я провел, чтобы доказать, что и в наше время множество поэтов, которые вносят вклад в культуру своего народа, и вкладывают частичку души в свои произведения.  И в конце хотелось бы подтвердить актуальность проведенной работы, ведь в настоящее время существует огромное количество любителей поэзии. Классики поэзии, их произведения изучаются в школе, проводятся фестивали, конкурсы, отмечаются юбилейные даты известных поэтов… Итак, моя исследовательская работа подтвердила, что поэзия продолжает быть популярной в России и привлекает современников к написанию стихов.

Заключение

Изучив способы стихосложения, виды рифм, жанры поэзии, произведения поэтов XVIII-XXI веков можно понять, что поэзия - это часть культуры русского народа. И она была, есть и будет популярной в нашей стране. Это исследование я провел, чтобы доказать, что и в наше время множество поэтов, которые вносят вклад в культуру своего народа, и вкладывают частичку души в свои произведения.

И в конце хотелось бы подтвердить актуальность проведенной работы, ведь в настоящее время существует огромное количество любителей поэзии. Классики поэзии, их произведения изучаются в школе, проводятся фестивали, конкурсы, отмечаются юбилейные даты известных поэтов… Итак, моя исследовательская работа подтвердила, что поэзия продолжает быть популярной в России и привлекает современников к написанию стихов.