Тема моей работы: «Трагичная судьба первого атомного ракетоносца «К-19». Вклад В. Хрычикова в спасение субмарины».В своей работе я расскажу о мужестве и подвиге своего соотечественника В. Хрычикова, который погиб в результате аварии на «К-19» в 1972 году.
Цель моей работы: вспомнить о славном подвиге наших соотечественников(в частности о подвиге В. Хрычикова) и , пролить свет на события не столь далёких лет. До сих пор однозначной и окончательной хронологии событий в открытой прессе установить не удалось. Время и секретность делают своё дело. Различные источники по разному описывают события, ошибаются в фактах и во времени . Я постараюсь дать наиболее вероятную версию произошедшего и насколько возможно соединить разноречивые сообщения.
Актуальность моей работы:- Героями современности многие считают олигархов, бизнесменов, но герои ли они? Зачастую люди забывают или же просто не знают имён настоящих героев, тех людей, благодаря подвигам которых мы живём. Своей работой я хочу привлечь внимание к теме геройства и патриотизма, мы должны знать своих героев.
«…Бывает и в мирное время война
Хоронит мальчишек седая волна,
Хоронит мальчишек суровое море,
Которое стало им счастьем и горем…»
( Посвящается земляку инженеру-
Лейтенанту Вячеславу Хрычикову и
Его боевым товарищам, которые
Спасли мир от ядерной
катастрофы
Говорят , что наука-главная производительная сила общества. Но нет, милая, ты больше на погибель нашу работаешь. Прав был Александр Сергеевич Грибоедов, назвав своё произведение «Горе от ума» .Горе и ум- не стыкуются вроде эти два понятия. А если посмотреть в корень, всё правильно получается. Ведь лучшие умы человечества на уничтожение его работают . В период «Холодной войны» учёные мужи СССР и США соревновались в создании атомных страшилищ и на земле, и в воде, и в воздухе. США первыми начинали каждый новый ход в гонке ядерных вооружений, нам приходилось догонять. СССР сильно отставал от США в эксплуатации АПЛ, поэтому во что бы то ни стало мы должны были построить подводный атомный ракетоносец раньше чем США. В середине 50-х годов ЦК КПСС принимает решение о строительстве нашего первого атомного ракетоносца, «К-19» должен стать решающим аргументом в жесточайшем противостоянии «Холодная война». Понятное дело, гонка вооружений требовала скорейшего ввода в состав действующего флота первого отечественного атомного ракетоносца.( В то время как, в Советском Союзе проходило строительство «К-19», в США стартовало строительство атомного ракетоносца «Джордж Вашингтон». ) На создание «К-19» были брошены все конструкторские бюро страны. Счёт шёл на часы. На строительстве было занято более 3000 человек. Как известно, сделанное наспех, редко бывает сделано хорошо. Создание первого атомного отечественного ракетоносца проходило под лозунгом «Построить любой ценой!» Уже при постройке в 1959-1960 годах этот атомный дракон потребовал первых человеческих жертв. Заклятие висело над атомариной с первых дней и до последних. При окраске «К-19» произошло 2 пожара, погибли люди. При возобновлении покраски «К-19» задохнулась женщина-маляр. Когда киль корабля впервые коснулся воды, «К-19» не всплыла (забыли отдать крепление, которое удерживало её на спусковой тележке.). При пуске реактора давление в десятом контуре в 2 раза превысило норму, чудом никто не погиб. Когда лодка ушла на предельную глубину, её накренило на 40 градусов, аварийное всплытие «К-19» за 10 секунд едва не привело к гибели судов, обеспечивающих её испытания. 12 апреля 1961 год-день, который вошёл в нашу историю как день освоения космоса человеком, а мог бы войти в историю как день первой подводной катастрофы планетарного масштаба. В районе Баренцева моря «К-19» в последний момент уклонилась от столкновения с американской субмариной «Наутилус», которая вела разведку у нашего побережья. Новый сюрприз «К-19» преподнесла экипажу, когда резко пошла на дно и ударилась о дно своей носовой частью, на этот раз повезло, аварии не произошло.(В месте, где «К-19» ударилась «носом» о дно. Лежал многометровый слой ила.) Главные жертвоприношения были впереди.4 июля 1961 года произошла страшнейшая авария на «К-19».Члены её экипажа(командир аварийной группы лейтенант Корчилов, старшина первой статьи Ордочкин, старшина второй статьи Кашенков, матрос Пеньков, матрос Савкин) ценою собственных жизний ликвидировали аварию.
Прошло 3 года. Утром 24 февраля 1972 года на командный пункт Северного флота поступила информация: в Северной Атлантике после пожара на глубине всплыла АПЛ, находившаяся на боевой службе. Есть человеческие жертвы. Субмарина хода не имеет. Это снова была «К-19». Командовал ею капитан 2-ого ранга В.Кулибаба. В район аварии был немедленно послан крейсер «Александр Невский», во главе с вице- адмиралом Л.Г. Гаркушей. (крейсер смог прибыть в точку аварии.) Вслед за крейсером вышел спасатель «СС-44», но из-за злющего шторма, его выбросило на берег ещё в Кольском заливе.
Утро 24 февраля 1972 года началось на «К-19» как утро обычного ходового дня. Возвращались домой- из Атлантики на Север. Курс норд. Слева по борту- Америка, справа- Бискайский залив, в двухстах метрах над головой- волны зимнего шторма, под килем- трёхкилометровые глубины с острыми пиками подводных хребтов. АПЛ «К-19» возвращалась на базу после окончания боевого патрулирования. Возвращалась с ракетной позиции, нарезанной по плану учений «Полярный круг» в Северной Атлантике. До окончания 45-дневного боевого похода оставалось 10 суток. Лодка шла на глубине 120 метров. В 10:30 утра в девятом отсеке возник сильный пожар. Причиной пожара стал прорыв микротрещины на гидравлическом трубопроводе. Начало развития аварии пришлось на время, когда вахтенный матрос (Пётр Кабак) покинул отсечный трюм. То ли бугель перестал держать, или в ослабленном месте трубопровода появился новый свищ, но масляные пары гидравлики, как из пульверизатора, окутали всю систему кабельных трасс и попали на фильтр очистки воздуха в отсеке. Пламя, раздутое струёй в 200 атмосфер, загудело яростным ураганом. (Ликвидировать аварию на «К-19» удалось благодаря общим усилиям членов экипажа, в числе которых был и мой земляк В.Хрычиков.)
Когда смерть прорвалась в седьмой- турбинный отсек, турбинистам пришлось нелегко. Все понимали что, без работы седьмого отсека, субмарина не всплывёт. Турбинисты держали обороты. Отсек наполнялся смертоносным дымом, но отойти от манёвренных устройств в аварийной ситуации- значит обречь лодку на погибель. На счету мичмана Александра Новичкова множество спасённых жизней(во время пожара, он помогал растерявшимся матросам надевать противогазы, выводил задыхающихся из отсека). Свою жизнь мичман сохранить не сумел. В аппарат включился старшина отсека Казимир Марыч. Стёкла его маски запотели, показания приборов стали не видны. Протирка стёкол заняла несколько секунд, но их оказалось достаточно для того, чтобы Марыч задохнулся. Здесь же, в седьмом отсеке, погибал мой земляк Вячеслав Хрычиков. Поход на «К-19» был его первым плаванием.
По свидетельству капитана-лейтенанта Заварина: «… В седьмом отсеке погибал молодой лейтенант Хрычиков. Всего год назад он был ещё курсантом Высшего военно-морского инженерного училища. Лейтенантские погоны, женитьба, служба на флоте- впереди вся жизнь, полная надежд и планов. Ждали ребёнка. Жена осталась в Севастополе. О рокового дня до встречи с молодой женой оставались две недели…Отсек заволокло дымом. Ещё не очень опытный офицер, он, однако, более всего дорожил честью и авторитетом. Включиться в аппарат- дело для него непривычное. Да и где в турбинном отсеке его аппарат? Жил он в восьмиместной каюте, в восьмом отсеке, там же по всей видимости, и был его аппарат. Конечно, в седьмом были запасные «идашки»(индивидуальные противогазы). Но разве лейтенантская гордость позволит руку к «ничейному» аппарату протянуть?»
Лодка всплывала…
Слава Хрычиков родился в 1949 году в простой рабочей семье Виталия Михайловича и Зои Михайловны Хрычиковых. Он с детства мечтал о море, хотел стать моряком. Учился в средней школе № 3. После её окончания поступил в Севастопольское высшее военно-морское училище. Сбылась его заветная мечта. Осенью 1971 года Вячеслав Хрычиков прибыл в Мурманск для прохождения службы на Северном флоте. Он с нетерпением ждал похода в Атлантику. Этот поход стал для него первым и последним в его такой короткой жизни.
Воспоминания об ученике средней школы №3 - Хрычикове Вячеславе
Хрычиков Слава пришёл к нам в школу в 5-ом классе в 1959 году, а в 1966 году закончил 11 классов. За 7 лет обучения в школе оставил о себе хорошую память. Помню, застенчивого, тихого, скромного мальчика посадила я за вторую парту. Очень внимательный, молчаливый, Слава понравился одноклассникам, среди которых было много шумных, боевых ребят. 5 «В» класс был сборным. Много было воспитанников людиновского детского дома. Шли годы. Ребята взрослели.
Особенно Слава запомнился мне в течение последних 3 лет(9-11 классы). Это высокий, скромный, добросовестный, вежливый юноша. В классе он был самым молодым, родился Слава 30 марта 1949 года. Учеником был средним. Особенно интересовался следующими школьными предметами: история СССР, обществоведение, география, биология, физкультура. По этим предметам имел хорошие и отличные оценки. Очень любил Слава физический труд. По производственной практике(основы производства) имел отличную оценку.
Вячеслав был хорошим спортсменом. Все виды спорта его привлекали, но особенно он любил лыжи и баскетбол. Не раз Слава выступал в спортивных соревнованиях и защищал спортивную честь школы, за что неоднократно получал благодарности, а в 1966 году награждён грамотой за активное участие в спортивной жизни школы.
Слава был прекрасным товарищем. Часто ребята о нём говорили: «Славик никогда не подведёт».
Целеустремлённый, исполнительный, скромный, вежливый, застенчивый- таким Вячеслав Хрычиков остался в моей памяти навсегда .
Классный руководитель Савина А. П.
Список использованной литературы и других источников информации.
Книга «К-19» Приговор судьбы(автор Сафонов Анатолий Николаевич), газета «Мурманская правда», газета «Людиново» за 2012 год, фильм «К-19» неголливудская история, материалы из архива «Людиновского городского музея ЛТЗ»,материалы из архива филиала "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (г. Владивосток),интервью с и с Богдановой Т.А(тётя В. Хрычикова).