ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методическая служба ЭТК, 23 октября 2014 г.
Самостоятельная деятельность обучающихся
- форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию путем проявления максимальной самостоятельности творчества, инициативы.
Цель самостоятельной работы
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний практических умений студента;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение творческих работ, работа с дополнительной литературой, работа с учебной литературой, нормативно-справочной, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка с зачетам и экзаменам)
Аудиторная самостоятельная работы (лабораторно-практические занятия, контрольные, проверочные задания, работа с учебной и дополнительной литературой, деловые игры, решение проблемных ситуаций
Программа действий преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
- изучение квалификационной характеристики специалистов;
- анализ государственного образовательного стандарта;
- подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;
- подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
- разработка задач для самостоятельной деятельности;
- группировка задач в блоке задания на семестр;
- определение периодичности контроля;
- создание необходимого информационно-методического обеспечения;
- методические рекомендации для самостоятельной работы студента;
- подбор учебно-методической литературы.
Методические рекомендации по организации
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
- Перед началом самостоятельной работы обучающиеся изучают содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.
- Все виды заданий для самостоятельной работы могут быть обязательными или дополнительными.
- Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
- Дополнительные задания являются заданиями по выбору обучающегося. Обучающемуся предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. *Например, по теме в качестве обязательного задания предстоит составить конспект, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы не может быть выбран.
- Обучающиеся должны ознакомиться с образцами выполнения заданий, критериями их оценки.
- Необходимые источники информации для выполнения задания озвучиваются преподавателем.
- Выполненные задания сдаются преподавателю, при необходимости их результаты представляются на практическом занятии.
- Оценка выполненных заданий проставляется преподавателем в журнале.
Критерии оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и чёткость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Виды заданий для самостоятельной аудиторной работы
Для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- работа со словарями и справочниками;
- работа с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.
Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста);
- повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии, тестирование и другое.
Для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариантных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем;
- выполнение расчётно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
- экспериментально-конструкторская работа;
- опытно-экспериментальная работа;
- упражнения на тренажёре;
- упражнения спортивно-оздоровительного характера;
- рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники.
Формы самостоятельной работы студентов
Для овладения знаниями:
Для закрепления и систематизации знаний:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы)
Для формирования умений:
работа с конспектом лекции
составление плана текста
решение задач и упражнений по образцу
графическое изображение структуры текста
повторная работа над учебным материалом
решение вариантных задач и упражнений
составление плана и тезисов ответа
конспектирование текста
выполнение чертежей, схем
составление таблиц для систематизации учебного материала
работа со словарями и справочниками
выполнение расчетно-графических работ
изучение нормативных материалов
работа с нормативными документами
учебно-исследовательская работа
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач
ответы на контрольные вопросы
подготовка к деловым играм
аналитическая обработка текста
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет им др.
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции
создание фильмов, мультимедийных презентации.
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов)
подготовка рефератов, докладов
экспериментально-конструкторская работа
составление библиографии
опытно-экспериментальная работа
тестирование и др.
упражнение на тренажере
упражнения спортивно-оздоровительного характера
рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п/п
1
Основные виды заданий
Затраты времени на единицу задания, часов
Подготовка информационного сообщения
2
Написание реферата
3
1
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)
4
5
4
Написание эссе
6
Написание аннотации
4
Составление опорного конспекта
7
4
4
Составление глоссария
8
9
2
Составление обобщающей таблицы по теме
10
Составление графологической структуры
1
11
1
Составление теста и эталона ответов к нему
0,5
Составление и решение ситуационной задачи
12
0,1
Составление схемы, иллюстрации (рисунка)
13
1
14
Составление кроссворда по теме и ответов к нему
1
Научно-исследовательская деятельность студента
15
Создание материалов-презентаций
16
1
8
Составление анкеты, вопросов интервью и беседы
1,5
1
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Максимальное количество баллов (оценку 5) за выполнение самостоятельной работы обучающийся получает, если:
- обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
- даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
70~89% от максимального количества баллов (оценку 4) обучающийся получает, если:
- неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
- при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
- даёт правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
50~69% от максимального количества баллов (оценку 3) обучающийся получает, если:
- неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
- при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
- знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
- излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
- затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
- 49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:
- неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
- при изложении были допущены существенные ошибки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!