Организация внеурочной деятельности обучающихся:
моделирование и проектирование.
ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ VIII вида»
Л.В.Немерова, зам.директора по УР
январь 2018г.
Основная задача организации
внеурочной деятельности обучающихся –
создание полноценного пространства воспитания и социализации личности ребенка.
Компонент
Содержание компонента
Условия
Региональные особенности. Социо – культурная ситуация ОУ. Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ. Стратегия поддержки педагогических кадров, детей, родителей. Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ. Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.
Цели
Способствовать личностному становлению обучающихся.
Способствовать здоровому и безопасному образу жизни обучающихся.
Способствовать развитию творческих способностей обучающихся, предоставить возможность реализации их способностей в различных видах деятельности.
Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.
Проводить педагогическую поддержку социализации обучающихся.
Мотивация
Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.
Содержание
Направления внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное,
- художественно- эстетическое,
- научно-познавательное,
- военно-патриотическое,
- общественно-полезная деятельность,
- проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих программ внеурочной деятельности обучающихся.
Технологии
проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся.
Средства
Характеристика образовательной среды: учебное и внеучебное пространства.
Назначение:
- для подвижных занятий и для спокойной работы; - для общения и для уединения; - для «пробы сил» и для демонстрации достижений; - для поиска информации.
Результаты
Развитие личности обучающихся.
Приобщение обучающихся здоровому и безопасному образу жизни.
Развитие творческих способностей обучающихся через различные виды деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- спортивно – оздоровительное
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- техническое творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
- художественно – эстетическое
- научно – познавательное
- военно – патриотическое
- общественно полезная деятельность
Модели внеурочной деятельности
Модель № 1
Внеурочная деятельность
Классный руководитель, воспитатели
Педагоги - предметники
Модели внеурочной деятельности
Модель № 2
Внеурочная деятельность
Классный руководитель, воспитатели
Педагоги - предметники
Педагоги ДО
Модели внеурочной деятельности
Модель № 3
Внеурочная деятельность
Направление 1
(классный руководитель +
педагог-предметник +
педагог ДО + воспитатели)
Направление 2
(классный руководитель +
педагог-предметник +
педагог ДО + воспитатели)
Направление 3
(классный руководитель +
педагог-предметник +
педагог ДО + воспитатели)
Модели внеурочной деятельности
Модель № 4
Внеурочная деятельность
Классный руководитель, воспитатели
Педагоги - предметники
Тьюторы
Модели внеурочной деятельности
Модель № 5
Внеурочная деятельность
Классный руководитель, воспитатель
Родители
Модели выбираются в соответствии с:
традициями образовательного учреждения;
условиями реализации образовательного процесса;
наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности;
условиями реального выбора обучающимися наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности.
Модели могут быть основаны
на использовании метода проектов
Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных.
Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов.
Наимено-
вание
проектов
«Учусь учиться»
Направления развития личности в рамках проектов
«Учусь быть граждани-
ном»
Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное
«Стану олимпий-
цем»
Духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное
«Учусь сотрудни-
чать»
Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное
«Учусь быть культурным»
Социальное, духовно-нравственное, общекультурное
Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное
Воспитательный результат
внеурочной деятельности –
непосредственное духовно-нравственное приобретение опыта ребенком, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Первый уровень – приобретение ребенком социального знания.
Результат достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Результат достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Результат достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Программа
внеурочной деятельности –
это результат теоретических и практических исследований педагога, его определенных взглядов и убеждений, которые он в этом документе излагает.
- соответствие современному состоянию науки, новизну, инновационный характер;
- направленность на развитие природных особенностей и способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, мышления, его социальный адаптации;
- установку на развитие целостного взгляда на мир;
- соответствие требованиям системности и преемственности в образовании, построении учебного процесса;
- использование основных дидактических средств;
- обеспеченность учебными пособиями, методическими рекомендациями по реализации учебной программы.
- Титульный лист.
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Список литературы
- Приложения
специализированные кабинеты,
библиотека, спортивные
залы, музей, игровые комнаты,
актовый зал, лаборатории
Площадки реализации внеурочной деятельности
учреждения культуры, спорта,
искусства, промышленные,
производственные и др. организации
- Работа с родителями. Направление Задачи Формы работы Просветительское - психолого-педагогическое - медицинское - социально-правовое - организовать совместную работу школы и семьи по повышению педагогической культуры родителей. - выявить и использовать в практической деятельности позитивный опыт семейного воспитания, традиции семейной народной педагогики. - практикум - лектории -ролевые игры - конференции - консультации - родительскиечтения Совместная деятельность - создать условия для включения в воспитательный процесс школы родительской общественности. - Создать общешкольный родительский комитет с чёткой программой деятельности. -конкурсы. Праздники - КТД, проекты - экскурсии Диагностическое Организовать диагностическую работу по изучению эффективности программы: - удовлетворённость родителей, педагогов и детей совместной деятельностью - межличностные отношения в классах - уровень воспитанности детских коллективов -взаимоотнашенияРод-Реб,Реб-Учит,Реб-Реб. -анкетирование - тестирование - дневники педагогическихнаблюдений