СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Основная образовательная программа дошкольного образования: технология проектирования."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий анализ технологии проектироания ООП ДОО

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Основная образовательная программа дошкольного образования: технология проектирования."»

Подготовила: Старший воспитатель МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида Капустина Людмила Станиславна Основная образовательная программа дошкольного образования  Технология проектирования

Подготовила: Старший воспитатель МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида Капустина Людмила Станиславна

Основная образовательная программа дошкольного образования

Технология проектирования

В настоящее время проектирование основной образовательной программы дошкольного образования является для педагогов новым видом профессиональной деятельности    Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность    Профессиональный стандарт « Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н

В настоящее время проектирование основной образовательной программы дошкольного образования является для педагогов новым видом профессиональной деятельности

Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность

  • Профессиональный стандарт « Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н
Этапы технологии проектирования ООП ДО Обзор нормативных документов по проблеме; Исследование условий реализации ООП ДО; Конструирование ООП ДО На начальном этапе проектирования необходимо : -разобраться с ключевыми терминами и понятиями, а также сферой компетентности ДОО при написании ООП ДО ( ФЗ от29.112.2012 № 273 « Об образовании в Российской Федерации» ООП ДО разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность Образовательная программа должна соответствовать ФГОС дошкольного образования( приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155) и может быть построена с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования

Этапы технологии проектирования ООП ДО

  • Обзор нормативных документов по проблеме;
  • Исследование условий реализации ООП ДО;
  • Конструирование ООП ДО

На начальном этапе проектирования необходимо :

-разобраться с ключевыми терминами и понятиями, а также сферой компетентности ДОО при написании ООП ДО ( ФЗ от29.112.2012 № 273

« Об образовании в Российской Федерации»

  • ООП ДО разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
  • Образовательная программа должна соответствовать ФГОС дошкольного образования( приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155) и может быть построена с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования
В соответствии со стандартом ООП ДО должна состоять из двух частей:    - обязательной части  -части, формируемой участниками образовательных отношений Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях В части, формируемой участниками образовательных отношений , должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (т.е. парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

В соответствии со стандартом ООП ДО должна состоять из двух частей:

- обязательной части -части, формируемой участниками образовательных отношений

Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях

В части, формируемой участниками образовательных отношений , должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (т.е. парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Следующим этапом проектирования ООП ДО является исследование условий для ее реализации 1.Требования к кадровым условиям укомплектованность ДОО квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно: В обеспечении эмоционального благополучия детей; Поддержке индивидуальности, инициативности и самостоятельности воспитанников; Установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разнх ситуациях;  построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;  во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного их в образовательную деятельность

Следующим этапом проектирования ООП ДО является исследование условий для ее реализации

1.Требования к кадровым условиям

укомплектованность ДОО квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

  • В обеспечении эмоционального благополучия детей;
  • Поддержке индивидуальности, инициативности и самостоятельности воспитанников;
  • Установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разнх ситуациях;
  • построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;
  • во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного их в образовательную деятельность
2. Требования к психолого- педагогическим условиям  - уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;  - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;  - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;  - поддержку положительного, доброжелательного отношения воспитанников друг к другу в процессе взаимодействия в разных видах деятельности;  - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;  - защиту воспитанников от всех форм психического и физического насилия;  -поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

2. Требования к психолого- педагогическим условиям - уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержку положительного, доброжелательного отношения воспитанников друг к другу в процессе взаимодействия в разных видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защиту воспитанников от всех форм психического и физического насилия; -поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

3.Требования к материально- техническим условиям:  -к соблюдению санитарно- эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;  -средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;  - оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;  - материально- техническому обеспечению ООП ДО (учебно- методические комплекты, оборудование, предметное оснащение).  4. Требования к финансовым условиям.  Необходимо создать условия, позволяющие решать вопросы финансирования современной учебно- материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к разработке образовательной программы как внутри ДОО, так и со стороны, проведения экспертизы проекта ООП

3.Требования к материально- техническим условиям: -к соблюдению санитарно- эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности; -средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; - оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой; - материально- техническому обеспечению ООП ДО (учебно- методические комплекты, оборудование, предметное оснащение). 4. Требования к финансовым условиям. Необходимо создать условия, позволяющие решать вопросы финансирования современной учебно- материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к разработке образовательной программы как внутри ДОО, так и со стороны, проведения экспертизы проекта ООП

Содержание разделов основной образовательной программы дошкольного образования

Подразделы

Обязательная часть

Целевой раздел ООП ДО

Вариативная

Пояснительная записка

Перечислить нормативную правовую базу , на основании которой сформирована образовательная программа.

Указать парциаль­ные программы, которые выбраны и (или) разработа­ны самостоятель­но педагогическим коллективом ДОО

Указать цель и задачи реализации ООП ДО.

Указать

Примечание. При оформлении данного пункта пояснительной записки необ­ходимо, в первую очередь, учесть содержание п. 1 ст. 64 «Дошкольное обра­зование» Закона № 273-03, а именно: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование пред­посылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей до­школьного

коллективом важными в процессе целеполагания

дополнительные задачи обучения, воспитания и развития до­школьников, заявленные в парциальных программах

Указать принципы и подходы к формированию ООП ДО.

 

 

Примечание. При разработке данного подраздела ООП ДО должны быть взя­ты за основу принципы дошкольного образования, выделенные во ФГОС ДО в соответствии с обновленными идеологическими положениями.

Дать характеристику контингента детей, для которого предусмотрена ООП ДО:

 

  • возрастные категории воспитанников
  • особенности здоровья и развития воспитанников, которые учтены при на­писании ООП
  • Отразить вариативность комплектования ДОО группами различной на­правленности и возрастного состава, т. е. указать, для групп какой направ­ленности и какого возрастного состава (одного или разных возрастов) пред­усмотрена ООП ДО.

 

Характеристики, перечисленные в обязательной части ООП ДО, могут выделяться и в части, форми­руемой участника­ми образователь­ных отношений

 

Планируемые результаты освоения ООП ДО

Планируемые результаты освоения ООП ДО должны конкретизировать требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей освоения и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а

ООП ДО также планируемых результатов освоения примерной программой и других

Если в ДОО реали­зуется ряд парци­альных программ, выбранных или разработанных детским садом са­мостоятельно, то в данном подраз­деле должны быть прописаны плани­руемые результаты освоения каждой из них

образовательных программ (в случае, если ООП ДО построена с их учетом). Планируемые результаты освоения ООП ДО должны быть сопоставимы с ее целями и задачами.

Если в ДОО реали­зуется ряд парци­альных программ, то в данном под­разделе должны быть прописаны варианты педаго­гической диагно­стики индивиду­ального развития детей для каждой из них, либо даны ссылки на соответ­ствующую методи­ческую литературу

Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуаль­ного развития детей в ДОО.

Примечание. В соответствии с ФГОС ДО освоение ООП ДО не должно сопро­вождаться

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются осно­ванием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Содержательный раздел ООП ДО

Описание об­разовательной деятельности в соответствии с направлени­ями развития ребенка, пред­ставленными в пяти обра­зовательных областях

Содержание ООП ДО, которое должно обеспечивать развитие личности, мо­тивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, по­знавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое раз­витие и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образова­тельных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО, которые представлены в це­левом разделе образовательной программы

Описание вариативных форм, спосо­бов, методов и средств реализации ООП ДО

В этой части ООП ДО дополнитель­но прописывается содержание пар­циальных про­грамм по одной или нескольким образователь­ным областям, ви­дам деятельности и (или) культур­ным практикам (в зависимости от направленности программ

Используемые в ДОО подходы к организации всех видов детской де­ятельности, которые необходимо представить развернуто в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организа­ции образовательного процесса.

Формы организации работы с детьми в ходе реализации ООП ДО.

При­мечание. Это могут быть не только традиционные занятия, но и детские ла­боратории, экскурсии, творческие мастерские и пр.

Способы и направления поддержки детской инициативы .

Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с культурными практиками ребенка, а также возможностями поддержки детской самостоя­тельности. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная дея­тельность воспитанников в условиях созданной педагогами РППС, обеспечи­вающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Примечание. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость вклю­чения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.

Данный подраздел ООП ДО должен содержать описание принятых и используемых форм взаимодей­ствия с семьями воспитанников, особенностей их организации в ДОО

Организационный раздел ООП ДО

1 раздел

Материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной орга­низации образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач:

2 подраздел

Поэтому можно ре­комендовать, помимо необходимого оснащения, заявленного в примерных программах, внести в данный подраздел дополнительный перечень матери­ально-технического оборудования, методического обеспечения и пр., имею­щегося в ДОО и используемого для реализации ООП ДО

Режим работы ДОО (различных групп, входящих в ее состав).

3 подраздел

Алгоритм написа­ния данного под­раздела в этой ча­сти ООП ДО такой же.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО.

Примечание. От режима работы ДОО зависит время реализации ООП ДО. Дошкольная организация может работать по пятидневной или шестидневной рабочей неделе, что определяется ДОО самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного или продленного дня, кратковременного пребывания.

Режим органи­зации освоения части ООП ДО, формируемой участниками об­разовательных от­ношений, должен быть «встроен» в общий режим дня, а количество и тематика НОД включены в объ­ем НОД на неделю (выделены в нем). В данном случае вариант объеди­нения двух частей образовательной программы в одну форму продикто­ван необходимо­стью представлять режим дня (объ­ем НОД) целост­но, а не по частям, что значительно удобнее

4 раздел

Он может быть представлен в виде ссылок на соответ­ствующую мето­дическую литера­туру, содержать дополнительный список помещений

Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с организацией в ДОО культурно-досуговой деятельности - важной части системы организа­ции жизни детей и взрослых в детском саду, которая основывается на тради­циях конкретной ДОО.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для части програм­мы, формируемой участниками об­разовательных от­ношений, циклич­ность организации мероприятий культурно-досу­говой деятель­ности, их форма и место в режиме дня (недели, меся­ца, года) указыва­ются при необ­ходимости, если такие особенно­сти предусмотре­ны парциальными программами

Распорядок или режим дня детей.

Примечание: согласно Стандарту РППС - это «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещения­ми, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии со спецификой каждого возраст­ного этапа детства, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета осо­бенностей и коррекции недостатков их развития».

Примечание. Это очень близкие понятия, однако их можно разграничить сле­дующим образом: распорядок дня - чередование видов деятельности по количеству времени, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность че­ловека; режим дня - четкий распорядок жизни в течение суток, предусматри­вающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организа­цию различных видов деятельности

Особенности орга­низации РППС до­бавляются в этой части програм­мы, если таковые предусмотрены парциальными программами

Объем образовательной нагрузки на воспитанников, в т. ч. в рамках реализации НОД - здесь следует прописать количество НОД, необходимое для реализации ООП ДО на неделю.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!