Подготовила: Старший воспитатель МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида Капустина Людмила Станиславна
Основная образовательная программа дошкольного образования
Технология проектирования
В настоящее время проектирование основной образовательной программы дошкольного образования является для педагогов новым видом профессиональной деятельности
Нормативно правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность
- Профессиональный стандарт « Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н
Этапы технологии проектирования ООП ДО
- Обзор нормативных документов по проблеме;
- Исследование условий реализации ООП ДО;
- Конструирование ООП ДО
На начальном этапе проектирования необходимо :
-разобраться с ключевыми терминами и понятиями, а также сферой компетентности ДОО при написании ООП ДО ( ФЗ от29.112.2012 № 273
« Об образовании в Российской Федерации»
- ООП ДО разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность
- Образовательная программа должна соответствовать ФГОС дошкольного образования( приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155) и может быть построена с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования
В соответствии со стандартом ООП ДО должна состоять из двух частей:
- обязательной части -части, формируемой участниками образовательных отношений
Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях
В части, формируемой участниками образовательных отношений , должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках (т.е. парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Следующим этапом проектирования ООП ДО является исследование условий для ее реализации
1.Требования к кадровым условиям
укомплектованность ДОО квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:
- В обеспечении эмоционального благополучия детей;
- Поддержке индивидуальности, инициативности и самостоятельности воспитанников;
- Установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разнх ситуациях;
- построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного их в образовательную деятельность
2. Требования к психолого- педагогическим условиям - уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержку положительного, доброжелательного отношения воспитанников друг к другу в процессе взаимодействия в разных видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - защиту воспитанников от всех форм психического и физического насилия; -поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
3.Требования к материально- техническим условиям: -к соблюдению санитарно- эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности; -средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; - оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой; - материально- техническому обеспечению ООП ДО (учебно- методические комплекты, оборудование, предметное оснащение). 4. Требования к финансовым условиям. Необходимо создать условия, позволяющие решать вопросы финансирования современной учебно- материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к разработке образовательной программы как внутри ДОО, так и со стороны, проведения экспертизы проекта ООП
Содержание разделов основной образовательной программы дошкольного образования
Подразделы
Обязательная часть
Целевой раздел ООП ДО
Вариативная
Пояснительная записка
Перечислить нормативную правовую базу , на основании которой сформирована образовательная программа.
Указать парциальные программы, которые выбраны и (или) разработаны самостоятельно педагогическим коллективом ДОО
Указать цель и задачи реализации ООП ДО.
Указать
Примечание. При оформлении данного пункта пояснительной записки необходимо, в первую очередь, учесть содержание п. 1 ст. 64 «Дошкольное образование» Закона № 273-03, а именно: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
коллективом важными в процессе целеполагания
дополнительные задачи обучения, воспитания и развития дошкольников, заявленные в парциальных программах
Указать принципы и подходы к формированию ООП ДО.
Примечание. При разработке данного подраздела ООП ДО должны быть взяты за основу принципы дошкольного образования, выделенные во ФГОС ДО в соответствии с обновленными идеологическими положениями.
Дать характеристику контингента детей, для которого предусмотрена ООП ДО:
- возрастные категории воспитанников
- особенности здоровья и развития воспитанников, которые учтены при написании ООП
- Отразить вариативность комплектования ДОО группами различной направленности и возрастного состава, т. е. указать, для групп какой направленности и какого возрастного состава (одного или разных возрастов) предусмотрена ООП ДО.
Характеристики, перечисленные в обязательной части ООП ДО, могут выделяться и в части, формируемой участниками образовательных отношений
Планируемые результаты освоения ООП ДО
Планируемые результаты освоения ООП ДО должны конкретизировать требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей освоения и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а
ООП ДО также планируемых результатов освоения примерной программой и других
Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, выбранных или разработанных детским садом самостоятельно, то в данном подразделе должны быть прописаны планируемые результаты освоения каждой из них
образовательных программ (в случае, если ООП ДО построена с их учетом). Планируемые результаты освоения ООП ДО должны быть сопоставимы с ее целями и задачами.
Если в ДОО реализуется ряд парциальных программ, то в данном подразделе должны быть прописаны варианты педагогической диагностики индивидуального развития детей для каждой из них, либо даны ссылки на соответствующую методическую литературу
Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей в ДОО.
Примечание. В соответствии с ФГОС ДО освоение ООП ДО не должно сопровождаться
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Содержательный раздел ООП ДО
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание ООП ДО, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО, которые представлены в целевом разделе образовательной программы
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО
В этой части ООП ДО дополнительно прописывается содержание парциальных программ по одной или нескольким образовательным областям, видам деятельности и (или) культурным практикам (в зависимости от направленности программ
Используемые в ДОО подходы к организации всех видов детской деятельности, которые необходимо представить развернуто в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательного процесса.
Формы организации работы с детьми в ходе реализации ООП ДО.
Примечание. Это могут быть не только традиционные занятия, но и детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр.
Способы и направления поддержки детской инициативы .
Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с культурными практиками ребенка, а также возможностями поддержки детской самостоятельности. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами РППС, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Примечание. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.
Данный подраздел ООП ДО должен содержать описание принятых и используемых форм взаимодействия с семьями воспитанников, особенностей их организации в ДОО
Организационный раздел ООП ДО
1 раздел
Материально-технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного освоения воспитанниками программных задач:
2 подраздел
Поэтому можно рекомендовать, помимо необходимого оснащения, заявленного в примерных программах, внести в данный подраздел дополнительный перечень материально-технического оборудования, методического обеспечения и пр., имеющегося в ДОО и используемого для реализации ООП ДО
Режим работы ДОО (различных групп, входящих в ее состав).
3 подраздел
Алгоритм написания данного подраздела в этой части ООП ДО такой же.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в ДОО.
Примечание. От режима работы ДОО зависит время реализации ООП ДО. Дошкольная организация может работать по пятидневной или шестидневной рабочей неделе, что определяется ДОО самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме полного, сокращенного или продленного дня, кратковременного пребывания.
Режим организации освоения части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, должен быть «встроен» в общий режим дня, а количество и тематика НОД включены в объем НОД на неделю (выделены в нем). В данном случае вариант объединения двух частей образовательной программы в одну форму продиктован необходимостью представлять режим дня (объем НОД) целостно, а не по частям, что значительно удобнее
4 раздел
Он может быть представлен в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, содержать дополнительный список помещений
Примечание. Содержание данного подраздела тесно связано с организацией в ДОО культурно-досуговой деятельности - важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая основывается на традициях конкретной ДОО.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для части программы, формируемой участниками образовательных отношений, цикличность организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, их форма и место в режиме дня (недели, месяца, года) указываются при необходимости, если такие особенности предусмотрены парциальными программами
Распорядок или режим дня детей.
Примечание: согласно Стандарту РППС - это «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа детства, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Примечание. Это очень близкие понятия, однако их можно разграничить следующим образом: распорядок дня - чередование видов деятельности по количеству времени, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность человека; режим дня - четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности
Особенности организации РППС добавляются в этой части программы, если таковые предусмотрены парциальными программами
Объем образовательной нагрузки на воспитанников, в т. ч. в рамках реализации НОД - здесь следует прописать количество НОД, необходимое для реализации ООП ДО на неделю.
Спасибо за внимание!!!