Преемственность учащихся при переходе с первой ступени обучения на вторую
Заместитель директора по УВР Алексеевская Татьяна Валерьевна
ноябрь 2014/2015 уч.года
Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переход в пятый класс - это своеобразное испы-
тание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
- Проблема пятиклассника : «Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?»
Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе.
- Отсутствие гибкого переноса традиций
классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело
переживают, когда рушатся традиции,
которые они вместе с учителем создавали
и хранили на протяжении четырех лет.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава.
6.Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отно-
шении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек.
Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов.
Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене - большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать,
что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
В данном перечне обозначены далеко не
все проблемы, которые могут возникнуть у
пятиклашек.
Однако, было бы не справедливо говорить, что
переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия.
Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.
В рамках изучения преемственности была проведена следующая работа:
Посещение уроков
Проведение контрольных работ
Психологическая диагностика
Проверка техники чтения
Формирование 5-х классов
Начальная школа
Средняя школа
4 д
4 г
4 в
4 а
4 б
5 а
5 б
5 в
5 д
5 г
Анализ контрольных работ
Контрольная работа по математике
Типичные ошибки:
- Умножение и деление в столбик
- Неверный порядок действий
Качество знаний и успеваемость. Общие показатели.
Контрольная работа по математике
Контрольный диктант
Типичные ошибки:
- Безударные гласные в корне слова
- Падежные окончания имен существительных
- Разделительный
«Ъ» и «ь» знаки
- Правописание словарных слов
- Пунктуация при однородных членах
- Непроизносимые согласные
Грамматическое задание
Типичные ошибки:
- Синтаксический разбор предложения
- Не указывают части речи при разборе предложения
- Не указывают второстепенные члены предложения
- Не дают проверочное слово
Качество знаний, успеваемость. Общие показатели.
Контрольный диктант
Грамматическое задание
Техника чтения
Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с
прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения
техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному
переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения. Нужно отметить, что нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.
Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. Скорость чтения, по мнению многих педагогов, является
самым важным фактором из числа влияющих на
успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7
классе домашнее задание на один день в среднем составляет
примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов.
Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до
тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого
несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.
Темп чтения
Техника чтения по 5-м классам , общие показатели
Особенности процессов адаптации учащихся пятых классов
Возрастные особенности пятиклассника:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление избежать изоляции, найти верного друга;
- стремление отделиться от всего детского;
- переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам и к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- восприимчивость к промахам учителей;
- требовательность к соответствию слова делу;
- отвращение к необоснованным запретам;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и кино.
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- повышенная утомляемость;
Пятиклассник должен уметь:
- правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор;
- общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
Проблемы, которые могут возникнуть у пятиклассника
- новый классный руководитель, новые учителя и кабинеты, возможно, новые дети в классе;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- непривычное расписание;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- ослабление или отсутствие контроля;
- своеобразие подросткового возраста.
Адаптация пятиклассников
С целью диагностики уровня адаптации и учебной мотивации,
а также изучения самочувствия школьников и их отношения к школе в
октябре было проведено анкетирование пятиклассников.
В анкетировании приняло участие:
5 а – 20 человек
5 б – 22 человека
5 в – 23 человека
5 г – 22 человека
5 д – 22 человека
Всего 109 человек из 131 учащегося
5-х классов.
Учащимся были предложены две анкеты:
- Методика диагностики мотивации учения и чувства к школе
- Методика диагностики уровня школьной мотивации (адаптации)
Признаками успешной адаптации являются:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им
учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями –
с одноклассниками и учителем
Признаки дезадаптации пятиклассников :
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности, замедление темпа деятельности, нарушение внимания, памяти, мышления, отсутствие произвольности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье школьника.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе, школьный невроз, «фобия школы».
Результаты анкетирования :
Адаптация пятиклассников
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
Мотивация и отношение к школьным предметам
На заметку учителю:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника —
безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Учитывайте тип темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Если Вас, как учителя-предметника,
что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь, как можно скорее встретиться и
обсудить это с классным руководителем или
психологом.
- Поощряйте ребенка, и не только за учебные
успехи. Морально стимулируйте достижения
ребенка.
Как помочь ребенку?
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
«Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо»
«Ты делаешь это очень хорошо»
«У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?»
«Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему»
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много твои родители понимают, лучше меня слушай».
Решение педагогического совета:
- Возобновить практику совместных заседаний МО учителей
начальной школы и МО словесников и математиков;
- Определение классных руководителей будущих 5-х классов, а также
учителей - предметников в марте месяце и их знакомство с клас-
сным коллективом в течение последующих месяцев, с родителями
учащихся; посещение уроков и внеклассных мероприятий;
- Руководствоваться при выставлении отметок, совместно выработан-
ными едиными требованиями к выставлению отметок, в сентябре -дифференцированно щадящая аттестация;
- Взаимное посещение уроков учителями начальной и основной школы;
- Учителям начальной школы использовать методики, направленные на развитие самостоятельности, воспитывать усидчивость, работать над дисциплиной;
- Классным руководителям необходимо планировать воспитательную работу в соответствии с результатами анкетирования учащихся;
- классным руководителям ознакомить родителей учащихся, попавших в группу риска, с результатами анкетирования, предложить работу с психологом.
Спасибо за внимание!