Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Данилова Л.В.
Эпиграф
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
(К.Г.Паустовский)
Повторение темы «Имя существительное»
Имя существительное
Кто? Что?
Обозначает предмет
Часть речи
Имя существительное
Интересный вопрос
- - Уточните, что конкретно могут обозначать существительные? ? ?
Распределите существительные в соответствии с их значением. Синева, бегство, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, белизна, отдых, весна.
Явления действительности
Признак как предмет
Действие как предмет
Проверь себя
Явление действительности
Туман, мороз, весна.
Признак как предмет
Синева , нежность, смелость, белизна.
Действие как предмет
Бегство, прыжок, отдых.
В моей России.
А у меня в моей России
Сплошной весенний ледоход.
А у меня в моей России
Цветы не меркнут круглый год.
В моей России столько сини-
И неба синь,
И синь озер,
И синь - рассвет в моей России,
И синь - туман,
И синь - простор,
В моей России столько шири-
И ширь степей,
И ширь лесов,
И ширь души, как ширь Сибири,
Её не выпить , как ни пей !
Кто? Что?
предмет
Часть речи
Имя существительное
Дополнительные вопросы
Кто? Что?
предмет
Часть речи
Одуш/неодуш
Собств/нариц
Имя существительное
Род ( ж.р. м.р. ср.р.)
Склонение
Одушевленные существительные
Неодушевленные существительные
- Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
- Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
- Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет
- Предметы действительности: книга, стол
- Растения: ромашка, крапива
- Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая
Тест
1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка; б) лес, окно, табун, стекло; в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.
2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:
а) армия, листва, тюльпан, урок; б) стадо, иволга, веретено, медведь; в) ученик, карандаш, рассвет, год.
Проверьте себя
1 – в
2 – а
Установите соответствие между цифрами и буквами
Род
Имя существительное
А) весна
Б) солнце
В) день
Заморочки из бочки… Загадки.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
Дополнительные вопросы
Кто? Что?
предмет
Часть речи
Одушев/
неодушев
Собствен/нарицательные
Имя существительное
Род ( ж.р. м.р. ср.р.)
Склонение
Кто? Что?
предмет
Одушев/неодушев
Собствен/нарицательные
Изменяется
Часть речи
Род ( ж.р. м.р. ср.р.)
Имя существительное
падежам
числам
Склонение
Проверьте себя
1 – а 1 – б
2 – е 2 – в
3 – б 3 – е
4 – д 4 – д
5 – а
6 – г
К.Г.Паустовский
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки – весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины…
Невозможно перечислить всё!
Найдите четвертое лишнее слово. Вспомните правило.
- врач…м
- карандаш...м
- товарищ…м
- луч…м
- Расти на опушк..
- Не спать две ноч…
- Обрадоваться мам…
4) Отдыхать на мор…
Проверь себя
товарищ ем плащ_ не спать две ноч и
Кто? Что?
предмет
Одушев/неодушев
Собствен/нарицательные
Изменяется
Часть речи
Род ( ж.р. м.р. ср.р.)
Имя существительное
падежам
числам
Склонение
Кто? Что?
предмет
Одушев/неодушев
Собствен/нарицательные
Изменяется
Часть речи
Род ( ж.р. м.р. ср.р.)
Имя существительное
падежам
числам
Склонение
Синтаксическая роль
Домашнее задание
- По выбору:
- 1) составить диктант из слов с орфограммами , изученными по теме «Имя существительное», орфограммы обозначить;
- 2) составить небольшой рассказ по теме «Весна идет».