Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся в свете Федерального закона №273 «Об образовании в РФ»
Стратегия здорового образа жизни
«Мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, закладывается гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека.
Очевидно, что причин такой ситуации много. Это и социальные проблемы, и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях»
(Поручение Президента РФ от 4 апреля 2013г. Пр -756, п.1а ).
Здоровье и образование
- По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации
в начальной школе здоровы 11 - 12 % детей,
в основной – 8 %,
в средней – 5 %.
- По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки,
в 4 раза – психоневрологических отклонений,
в 3 раза – патологии органов пищеварения.
I группу здоровья имеют менее 30 % детей
Специалисты считают, что на долю негативного влияния школы на здоровье детей и подростков приходится от 20 до 40 %.
ФГОС начального, основного и среднего (полного) общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы .
Цель образования
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (выдержки) Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- 2) организацию питания обучающихся;
- 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся (продолжение)
- 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Проблема: все общество, родители хотят, чтобы в школе была создана здоровьесберегающая среда, чтобы детей учили как беречь свое здоровье, но
лишь 20 % школ имеют программы по сохранению и формированию здоровья
обучающихся.
Решение:
Чтобы эффективно влиять на улучшение показателей здоровья школьников, нужна программа действий.
В концепции новых федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО и С(П)ОО
позиции здоровьесбережения и здоровьеформирования впервые обрели в общем образовании собственную значимость:
- получили структурированное воплощение.
Что же нового привнесли ФГОС в решение проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся?
- Во-1-х, - это новые смыслы образования: «от успешности школы (по результатам ГИА, ЕГЭ) к успехам ребенка, развивающегося как личность»;
- во-2-х, - построение образования на основе системно-деятельностного обучения, наполненного личностным смыслом;
- в-3-х, - это обязательное наличие самой программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения;
- в 4-х, - обозначены направления (блоки) деятельности учителя, ОУ по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников (читай - по здоровьеформированию и здоровьесбережению);
- в 5-х, - достаточно четко сформулированы цели и задачи деятельности учителя, ОУ по формированию ЗОЖ на разных ступенях обучения;
- в 6-Х, - включение в БУП НОО 10 часов внеурочной деятельности, предполагающей, в том числе, спортивно-оздоровительное направление, которое в первую очередь может быть использовано для привития любви к подвижному, спортивному образу жизни.
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим и здоровьесберегающим, гарантирующим защиту учеников от перегрузок, формирование личности безопасного типа, умеющую заботиться о своем здоровье.
Здоровьесберегающие технологии (в широком смысле слова) - это
деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива, отдельного учителя, преподавателя, направленная на формирование сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников
Здоровьесберегающие технологии (в узком смысле слова) - это
педагогические (образовательные) технологии, которые построены на индивидуализации обучения и направлены на удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося с учетом его возрастных психофизических, функциональных особенностей, с учетом его здоровья, пола, склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей
Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки
Авторитарная педагогика
Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу
Гипокинезия школьников
Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др.
Факторы риска школьной среды
Нерациональное чередование учебы и каникул
Снижение возраста начала школьного обучения
Плохая организация школьного питания
Перед начальной школой, уже начавшей реализацию ФГОС НОО в 2011 г., и перед основной и старшей школой, занимающейся подготовкой к внедрению ФГОС ООО с 2015 и с 2020 г., встают задачи обязательной разработки и реализации программ (подпрограмм в рамках программы воспитания и социализации) по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Реализация данных программ, составленных для разных ступеней обучения, будет способствовать созданию в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей среды [1] , и в конечном итоге – сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Такие школы смогут по праву называться школами, содействующими здоровью.
- [1] Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения (ОУ) – это результат деятельности коллектива сотрудников ОУ по созданию и поддержанию оптимальной среды, которая включает соблюдение требований санитарного законодательства (СанПиН), оптимальную с позиции сохранения здоровья организацию учебно-воспитательного процесса, благоприятный психологический микроклимат, систему воспитательной работы по формированию здорового и безопасного, спортивного образа жизни. От качества здоровьесберегающей среды и деятельности коллектива сотрудников по поддержанию этого качества на высоком уровне зависят сформированность здоровьесберегающего, безопасного поведения и состояние здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные)
Программа должна предусматривть комплексный и непрерывный характер гигиенического обучения и воспитания. Ее реализация призвана побуждать обучающихся к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, таким как:
- сознательное участие в охране здоровья и в создании среды, способствующей здоровью, особенно условий учебы, труда и быта;
- реализация потребности беречь свое здоровье и заботиться о нем, соблюдение правил здоровьесберегающего и экологически ориентированного поведения, улучшение собственного физического и психического состояния;
- отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- проявление нетерпимого отношения к употреблению психоактивных веществ, к действиям людей, наносящим ущерб окружающей среде, здоровью;
- соблюдение правил поведения на дорогах, в транспорте, в случае болезни, особенно хронической, нацеленного на выздоровление;
- оказание заботы, посильной помощи нуждающимся в них людям.
Направления деятельности ОУ по созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на разных ступенях обучения
1. Здоровье
сберегающая
инфраструктура ОУ
2. Рациональ
ная органи
зация учеб -
ной и вне -
учебной
деятельности
Обучаю -
щихся
3. Эффектив
ная орга
низация
физкультурно-оздоровитель
ной работы
4. Реализация
дополнительных
образовательных программ по ЗОЖ
( профилактика употребления ПАВ, социально значимых заболеваний, травматизма, нерац.поведения в ЧС и в обычной жизни)
5.Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса
6. Мониторинг здоровьесберегающей
деятельности и здоровья обучающихся
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, в т.ч. личностных и метапредметных УУД в сфере ведения ЗОЖ (ФГОС ООО) :
- расширить представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, позволяющему сохранять и укреплять здоровье, мотивацию к поиску информации, умений ее анализировать;
- добиваться устойчивого соблюдения правил личной гигиены как основы профилактики инфекционных, в т.ч. социально значимых заболеваний;
- развивать и закреплять правильные пищевые привычки и пищевое поведение, придерживаться принципов здорового питания, уметь делать осознанный выбор полезных продуктов и блюд и уметь их готовить;
- сформировать мотивацию и готовность рационально организовывать, соблюдать и контролировать свой режим дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- продолжать развитие навыков позитивного общения с другими людьми;
- сформировать и развивать умения по соблюдению различных правил ЗОЖ, например, по закаливанию, саморегуляции эмоционального состояния;
- сформировать умения подростка обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО
- Личностные результаты должны отражать:
…
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
…
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО
- Метапредметные результаты
( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, задачи…
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей…
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности…
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений…
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать…
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками…
…
- формирование и развитие экологического мышления…
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО
- Предметные результаты это освоенные умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Физическая культура:
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой…
- …формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств…
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта…
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО
Предметные результаты
Основы безопасности жизнедеятельности:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека…
Внеурочная деятельность в основной школе
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Духовно-нравственное,
- Физкультурно-спортивное и оздоровительное,
- Социальное,
- Общеинтеллектуальное,
- Общекультурное
Формы деятельности
- Игровая
- Познавательная
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- Техническое творчество
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- кружки, художественные студии,
- спортивные клубы и секции,
- юношеские организации,
- краеведческая работа,
- научно-практические конференции,
- школьные научные общества,
- олимпиады,
- поисковые и научные исследования,
- общественно полезные практики,
- военно-патриотические объединения и т. д.
Концепции здоровья, которые лежат в основе воспитательной работы
1. Нормоцентрическая:
Здоровье – это естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем и характеризующееся динамическим равновесием с окружающей средой. «Ничего не болит».
2. Адаптационная:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ). «Заботясь о здоровье, я смогу лучше развить свои способности, достичь успеха в обществе, благополучия».
3. Антропоцентрическая:
«Заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг».
Здоровье не цель , а средство для достижения поставленных личностно значимых для подростка целей.
Реализация программы должна обеспечить:
- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды…
ФГОС ООО
ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ (Международная программа интегрированной профилактики основных неинфекционных заболеваний –СИНДИ)
- НИКОГДА НЕ КУРЮ.
- ВСЕГДА ЗАВТРАКАЮ.
- ЕМ НЕ СПЕША.
- НИКОГДА НЕ ПЕРЕЕДАЮ.
- АЛКОГОЛЬ НЕ УПОТРЕБЛЯЮ.
- ЕЖЕДНЕВНО ХОЖУ ПЕШКОМ.
- ЗНАЮ ПАРАМЕТРЫ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ.
- КОНТРОЛИРУЮ СВОЙ ВЕС.
- СПЛЮ НЕ МЕНЕЕ 8 ЧАСОВ.
- НИКОГДА НЕ РАЗДРАЖАЮСЬ И НЕ ВЫХОЖУ ИЗ СЕБЯ.
Здоровье обучающихся – это:
- цель педагогического процесса ;
- средство повышения качества обучения;
- критерий эффективности деятельности образовательного учреждения.