МОУ СОШ №74
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…
А.С.Пушкин
Урок по географии. 6 класс.
Авторы
Учитель географии
Зарманян Эгинэ Гургеновна
Воронеж, 2016
(ветер)
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
- Познакомиться с понятием «Ветер»
- Выяснить причины возникновения ветра и его типы
- Изучить способы измерения силы ветра
- Выяснить роль ветра
Понятие «Ветер».
- Характеристика ветра.
- Типы ветров.
- Измерение силы ветра.
- Значение ветров.
Как образуется ветер?
бриз
Н
суша
в
водоем
ДЕНЬ
t + 16 С
760 ММ.РТ.СТ
t + 20 С
758 ММ РТ.СТ.
в
Ночной бриз
суша
н
водоем
НОЧЬ
СУША
МОРЕ
t + 19 С
t + 21 С
758 ММ РТ.СТ.
760 ММ РТ.СТ.
БРИЗ (фр.) - легкий ветер
ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ 2 РАЗА В СУТКИ
Определение термина «ветер»
Ключевое слово (что это?)
Термин +
пояснение
+
Ветер – это перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления.
Бриз – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в сутки, днём – дует на сушу, ночью – в океан.
Как образуется муссон?
зима
В
В
лето
Тихий океан
Определение термина «муссон»
Термин +
Ключевое слово (что это?)
пояснение
+
Муссон – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой – с суши на океан.
Сила ветра
От чего зависит?
При помощи каких приборов определяется направление и сила ветра?
- Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД НД)
- Ветер обладает скоростью (м/с), силой (баллы) и направлением
- Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер
- Скорость ветра определяется анемометром
- На направление ветра влияет отклоняющая сила (Сила Кариолиса): СП – вправо, ЮП – влево
Флюгеры
Шаровой анемометр Робинсона
Мультипликатор Бурдона
ВЕТРЫ
Местные ветры
Переменные ветры
Постоянные ветры
Береговой бриз
(ночной)
Морской бриз
(дневной)
ВД
ВД
НД
НД
результат неравномерного нагревания поверхности
с охлажденного побережья на море
- Пассаты
- Ветры западного переноса
- Муссоны
- Пасса́т — ветер, дующий между тропиками круглый год, в северном полушарии с северо—восточного, в южном — с юго—восточного направления, отделяясь друг от друга безветренной полосой.
Это ветры, направленные из тропической области ВД (25-30 градуса широты) к области низкого давления умеренных широт (45-60 градусов широты) в Северном и Южном полушариях
- возникают в отдельных районах вследствие особенностей рельефа и резко отличаются от общего воздушного потока: возникают в результате неравномерного прогрева (охлаждения) подстилающей поверхности.
- Бора - сильный и порывистый ветер, направленный вниз по горному склону.
- Сирокко - горячий и влажный ветер центральной части Средиземного моря; сопровождается облачностью и осадками.
- Бакинский норд - сильный холодный и сухой северный ветер, достигающий скорости до 20, а иногда 40 м\сек. Наблюдается в районе Баку и летом, и зимой.
- Нордер - северный или северо-западный ветер, дующий в Мексиканском заливе.
- Байамос - сильный шквальный ветер с дождем и грозой у южного побережья Кубы.
- Смерчи - вихри над морем диаметром до нескольких десятков метров, состоящие из водяных брызг.
Это сток холодного воздуха под действием силы тяжести по относительно пологим склонам гор, плато при интенсивном выхолаживании (зимой, во время полярной ночи).
ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
3
РАЗЛИЧИЯ
В ДАВЛЕНИИ
1
2
СМЕНА
ДНЯ И НОЧИ
ВРАЩЕНИЕ
ЗЕМЛИ
ВОКРУГ ОСИ
5
4
ВЕТЕР
РАЗЛИЧИЯ
В ТЕМПЕРАТУРЕ
Способ построения розы ветров.
- Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
- Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.
- Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
- На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
- Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра.
1 отрезок - 2 дня
С
12
Ю
З
4
В
6
СЗ
2
СВ
1
ЮЗ
0
ЮВ
6
4
Правильно ли расположены жилые кварталы на рисунке? Чем можно руководствоваться при их планировке, чтобы воздух был максимально чистым?
РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ
СОЗИДАТЕЛЬНАЯ
И
СИЛА ВЕТРА
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
- Вырабатывает электроэнергию
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
- Помогал мореплавателям
- Переносит семена растений и споры грибов
Сняв показания прибора, можно определить мгновенную скорость ветра в данном месте
Флюгер-анемометр
Сила ветра – по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Лишь в 1874г она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.
СКОРОСТЬ ВЕТРА В М/СЕК
НАЗВАНИЕ ВЕТРА
0
ПРИЗНАКИ
Полный Штиль
1,5 — 3
4 — 5
Очень слабый
Дым из трубы идет вверх, почти вертикально
Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья
Легкий
6 — 7
Ветки качаются.
Умеренный
8 — 9
10 — 11
Свежий
Сучья гнутся
Верхушки деревьев шумят
Очень свежий
12 — 14
Тополя и толстые сучья гнутся
Сильный
15 — 16
Листья и ветки срываются
Шторм
17 — 19
Тонкие сучья ломаются
Буря, Сильный ш
более20
вырывает с корнем деревья
Ураган
Производит опустошение
Лист № 1
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
- ВЕТЕР ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ В ДАВЛЕНИИ;
- ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СКОРОСТЬ, СИЛА, НАПРАВЛЕНИЕ;
- СИЛА;
- РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ ВЛИЯЕТ НА СКОРОСТЬ, СИЛУ И НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА;
- НАПРАВЛЕНИЕ;
- СКОРОСТЬ.
- ВИДЫ ВЕТРА;
- СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЕТРОМ.
- ПОЗНАКОМИЛИСЬ С БРИЗОМ.
Вопросы на закрепление.
- Что такое ветер?
- Какую новую закономерность мы узнали сегодня на уроке? От чего зависит сила ветра?
3. О каких переменных ветрах вы сегодня узнали?
4. Что важного вы узнали на уроке?
Какие новые термины мы узнали?
Коль резок контур облаков - Ко встрече с ветром будь готов, Когда ж их контуры мягки, Тогда все ветры далеки.
Если солнце село в воду - Жди хорошую погоду. Если солнце село в тучу - Берегись, получишь бучу.
Ходят чайки по песку, Моряку сулят тоску. И пока не влезут в воду - Штормовую жди погоду.
При низком барометре стрелки паденье- Требует в море вниманья и бденья, И шкипер разумный тогда лишь заснет, Когда он высоко и кверху идет.
"Барашки" ль по небу бегут, Иль "небо ангелы метут", Коль груза в трюме не имеешь, Сбавь парусов - не пожалеешь!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- ПАРАГРАФ 39, СТР. 120 (ВОПРОСЫ 3,4);
На выбор:
2. ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ
О ВИДАХ ВЕТРА;
3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:
«Что было бы на Земле,
если бы не было ветра?»