МКОУ "Рубасская СОШ" Проект На тему: « Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»»
Юнусов У.Б.
Учитель информатики и ИКТ
МКОУ «Рубасская СОШ» Дербентского района РД
с.Рубас -2017-
Цели проекта:
- Проанализировать тесты ЕГЭ по темам курса «Информатика и ИКТ»
- Рассмотреть межпреметную связь в тестах ЕГЭ.
- Выявить достоинства и недостатки тестов ЕГЭ. (срок достижения цели 17.12.2018 г.)
Тематические блоки тестов ЕГЭ.
- Информация и ее кодирование.
- Алгоритмизация и программирование.
- Моделирование и компьютерный эксперимент.
- Основы логики.
- Технологии обработки информации.
- Телекоммуникационные технологии.
- Технология программирования.
Информация и ее кодирование.
Информация и ее кодирование.
Задача 1.
- Сколько единиц в двоичной записи числа 1025?
1) 1 2) 2 3) 10 4) 11
1025=1024+1
1024 10 =2^10
В двоичной С.С. имеет вид: 10000000000 2
Тогда 10000000000 2 + 1 2 = 10000000001 2
Ответ: 2 единицы.
Информация и ее кодирование.
Задача 2. Сколько единиц в двоичной записи числа 1025?
1) 1 2) 2 3) 10 4) 11
1025=1024+1
1024 10 =2^10
В двоичной С.С. имеет вид: 10000000000 2
Тогда 10000000000 2 + 1 2 = 10000000001 2
Ответ: 2 единицы.
Информация и ее кодирование.
Задача 3. Текстовое сообщение в кодировке ASCII было переведено в кодировку Unicode. Как изменится объём этого сообщения, если оно состояло из фразы В.И. Даля:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
- Увеличится на 41 бит 2. Уменьшится на 320 бит
- Увеличится на 40 байт 4. Уменьшится на 39 байт
Решение.
Количество символов – 40 Объём в ASCII 40 байт (1 символ 8 бит или 1 байт)
Объём в Unicode 80 байт (1 символ 16 бит или 2 байта)
Ответ: увеличится на 40 байт
Задача1. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы ( записанного ниже на разных языках программирования ).
a := 40;
b := 80;
b := - a - 2 * b;
if a
Ответ: 280.
Алгоритмизация и программирование.
Основы логики.
Основные логические операции:
логическое отрицание (инверсия) – « не »; ¬ ; ¯ ;
- логическое умножение (конъюнкция) – « и »; & ; ^ ; • ;
- логическое сложение (дизъюнкция) – « или »; + ; ;
- логическое следование (импликация) –
- логическая операция эквивалентности – ~ ; ; ;
- функция Вебба (отрицание дизъюнкции) – ИЛИ-НЕ ;
- функция Шеффера (отрицание конъюнкции) – И-НЕ ;
- сложение по модулю 2 (М2).
Основы логики.
Задача 1.
Укажите, какое логическое выражение равносильно выражению
A ¬(¬B C) 1 . ¬A ¬B ¬C 2. A ¬B ¬C
3 . A B ¬C 4 . A ¬B C
- Применим формулу де Моргана, а затем закон двойного отрицания:
A ¬(¬B C) =
2. Перепишем ответы в других обозначениях:
- ¬A ¬B ¬C = A ¬B ¬C = A B ¬C = A ¬B C =
- ¬A ¬B ¬C =
- A ¬B ¬C =
- A B ¬C =
- A ¬B C =
Таким образом, правильный ответ – 3 .
2)→(X 3)) ? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Решение. ) Выполняем операции для всех приведенных возможных ответов (1 обозначает истинное условие, 0 – ложное); определяем результаты сравнения в двух внутренних скобках: Ответ 3. " width="640"
Основы логики.
Задача 2.
Для какого из указанных значений X истинно высказывание
¬((X 2)→(X 3)) ?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Решение.
) Выполняем операции для всех приведенных возможных ответов (1 обозначает истинное условие, 0 – ложное); определяем результаты сравнения в двух внутренних скобках:
Ответ 3.
Основы логики.
Задача 3. Сколько различных решений имеет уравнение
- ((K L) → (L M N)) = 0
где K, L, M, N – логические переменные?
В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений K, L, M и N, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов
Решение. Перепишем уравнение, используя более простые обозначения операций: ((K + L) → (L · M · N)) = 0.
- Из таблицы истинности операции «импликация» следует, что это равенство верно тогда и только тогда, когда одновременно K + L = 1 и L · M · N = 0.
- Из уравнения следует, что хотя бы одна из переменных, K или L равна 1 или обе вместе; поэтому рассмотрим три случая.
K = 1 и L = 0; K = 1 и L = 1; K = 0 и L = 1.
Основы логики.
1. Если K = 1 и L = 0 , то второе равенство L · M · N = 0 выполняется при любых М и N; поскольку существует 4 комбинации двух логических переменных (00, 01, 10 и 11), имеем 4 разных решения.
Основы логики.
- Если K = 1 и L = 1 , то второе равенство L · M · N = 0 выполняется при М · N = 0; существует 3 таких комбинации (00, 01 и 10), имеем еще 3 решения.
Основы логики.
- Если K = 0 и L = 1 (из первого уравнения); при этом второе равенство L · M · N = 0 выполняется при М · N = 0; существует 3 таких комбинации (00, 01 и 10), имеем еще 3 решения.
- Всего получаем: 4 + 3 + 3 = 10 решений.
Технологии обработки информации.
Задача1. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А,О,У, записаны в алфавитном порядке.
Вот начало списка.
- ААААА 2. ААААО 3. ААААУ 4. АААОА … .
Запишите слово, которое стоит на 240-м месте от начала списка.
Решение.
Обозначим А-0, О-1, У-2 и запишем полученное:
- 00000 2. 00001 3. 00002 4. 00010
Заметим, что коды записаны в троичной системе счисления,
Тогда на 240 месте будет стоять число 239, т. к. на 1-м месте стоит число 0. Переведем число 239 в троичную с.с.
Получим: 22212 Поэтому ответом будет УУУОУ
Ответ: УУУОУ.
енных отношениях. Определите на
В фрагменте базы данных представлены сведения о родств
основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.
Таблица 2
Таблица 1
Технологии обработки информации.
Фамилия_И.О.
Пол
_Родителя
_Ребенка
ID
ID
ID
23
М
71
Иванов Т.М.
71
М
23
85
Петренко И.Т.
13
13
23
85
Ж
Черных И.А.
82
42
Петренко А.И.
Ж
13
Ж
95
Иванова А.И.
23
13
42
Петренко Н.Н.
Ж
85
96
10
82
82
Черных А.Н.
M
Цейс Т.Н.
95
95
10
Ж
М
...
Цейс Н.А.
10
...
...
3)
4)
1)
Черных И.А.
2)
Петренко Н.Н.
Иванов Т.М.
Цейс Т.Н.
:
Решение
1)
лицо мужского пола не может быть бабушкой, поэтому от
вет 1 неверен
2)
ищем в первой таблице Иванову А.И., определяем, что ее код 23
3)
чтобы найти родителей Ивановой А.И., ищем во второй таблице
записи
, где код ребенка
85 и 13
равен 23: таком образом, её родители имеют коды
теперь ищем бабушек и дедушек, то есть,
записи во второй таблице, где код ребенка равен
4)
–
это 82 и 95
85 или 13: соответствующие коды бабушки и дедушки нашей Ивановой
в таблице 1 смотрим, кто имеет коды 82 и 95: это Черных А.Н. (мужского пола) и Цейс Т.Н
5)
(женского пола); последняя явно является
бабушкой
ответ
3.
Задача 3.
Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 0,2 2) 2 3) 3 4) 4
Решение:
так как частота дискретизации 16 кГц, за одну секунду запоминается 16000 значений сигнала
так как глубина кодирования – 24 бита = 3 байта, для хранения 1 секунды записи требуется
16000 3 байта = 48 000 байт
(для стерео записи – в 2 раза больше)
на 1 минуту = 60 секунд записи потребуется
60 48000 байта = 2 880 000 байт,
то есть около 3 Мбайт
Таким образом, правильный ответ – 3.
- Задача 4.
- В ячейке B4 электронной таблицы записана формула = $C3*2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку B6? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.
- 1) =$C5*4 2) =$C5*2 3) =$C3*4 4) =$C3*2
- Решение:
- ссылка $C3 – это смешанная ссылка, в которой «заблокирован» столбец C, а строка 3 – это относительный адрес;
- после того, как ячейку B4 скопировали в B6, номер строки увеличился на 2, поэтому и в ссылке $C3 номер строки (относительная часть) также увеличится на 2, ссылка превратится в $C5
- константы при копировании формул не меняются, поэтому получится =$C5*2
- таким образом, правильный ответ – 2.
Телекоммуникационные технологии.
Задача 1. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 1 минуту. Определить размер файла в килобайтах.
Решение:
выделим в заданных больших числах степени двойки; переведем время в секунды (чтобы «согласовать» единицы измерения), а скорость передачи – в Кбайты/с, поскольку ответ нужно получить в Кбайтах:
1 мин = 60 с = 4 · 15 с = 2 2 · 15 с
512000 бит/c = 512 · 1000 бит/с = 2 9 · 125 · 8 бит/с = 2 9 · 5 3 · 2 3 бит/с = 2 12 · 5 3 бит/с = 2 9 · 5 3 байт/с = Кбайт/с = Кбайт/с
чтобы найти время объем файла, нужно умножить время передачи на скорость передачи:
Кбайт/с Кбайт Кбайт
таким образом, ответ – 3750 Кбайт.
Телекоммуникационные технологии.
Задача 2. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 0,2 2) 2 3) 3 4) 4
Решение:
А) так как частота дискретизации 16 кГц, за одну секунду запоминается 16000 значений сигнала
Б) так как глубина кодирования – 24 бита = 3 байта, для хранения 1 секунды записи требуется 16000 3 байта = 48 000 байт
(для стерео записи – в 2 раза больше)
В) на 1 минуту = 60 секунд записи потребуется
60 48000 байта = 2 880 000 байт, то есть около 3 Мбайт
Таким образом, правильный ответ – 3.
Технология программирования.
Выводы:
- Тесты ЕГЭ охватывают все пункты базового курса «Информатика и ИКТ»
- Во всех заданиях тестов ЕГЭ по информатике и ИКТ присутствует межпредметная связь, т.к. информационные технологии затрагивают все области наук.
- В ходе работы над проектом, замечено, что некоторые задания (исполнитель робот, количество решений логических уравнений, задачи на перебор вариантов и т.д.) содержат большой объем обрабатываемой информации и громоздкий алгоритм решения, что отрицательно сказывается в резу льтатах ЕГЭ.
Заключение:
- Необходимо упростить некоторые задачи ЕГЭ, забирающие много времени, отводимой для выполнения теста ЕГЭ.
- Уменьшить количество заданий А и В.
- Связать (учебники) программу курса «Информатика и ИКТ» с тестами заданий ЕГЭ.
Поставленные вопросы являются темами следующих проектных работ.
Литература.
1. Единый государственный экзамен: информатика: контроль. Измерит. Материалы:2009. – М.: Просвещение, СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.-176 с.
2. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/Под редакцией В.Р. Лещинера /ФИПИ. –М:Интеллект-Центр,2009 – 136 с.
4. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: Раздаточный материал тренировочных тестов. – СПб.:Тритон,2009 – 120 с.
5. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2010. Информатика: Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009 – 208 с.