ГОКУ АО «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ»
УКП ПРИ ФКУ СИЗО-1 Г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ГЕОМЕТРИИ
12 КЛАСС
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ТЕРЕНТЬЕВА ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз
Античный афоризм
Цели урока
- ввести понятие объёма
- рассмотреть свойства объёмов геометрических тел
- рассмотреть формулу объёма прямоугольного параллелепипеда
- рассмотреть решение основных типов задач (из банка заданий ГИА) по теме
- научиться решать задачи практического содержания
1. Что такое прямоугольный параллелепипед ?
Построение
Прямоугольный параллелепипед – это многогранник, составленный
из шести прямоугольников .
8 вершин
3.Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
Три четверки равных ребер параллелепипеда.
12 ребер
4. Какими фигурами являются грани прямоугольного
параллелепипеда?
Грани- прямоугольники
Противолежащие
грани параллельны и равны !
5.Сколько измерений у прямоугольного параллелепипеда?
A
B
3 ИЗМЕРЕНИЯ
длина а
D
C
c
ширина b
К
F
b
высота с
H
М
а
6. Верно ли , что куб является прямоугольным параллелепипедом?
Вершин - 8
Ребер - 12
Граней - 6
Все грани - квадраты
ДА
Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны.
Что такое объем?
Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом.
Единица измерения объёма – куб со стороной 1
1
1
1
V = 1 ед 3
1 мм 3
1 см 3
1 дм 3 =1л
1000
1000
1 000 000 000
1000
мм 3
см 3
дм 3
м 3
км 3
:
:
:
:
1000
1000
1000
1 000 000 000
Измерение объёма
объем =72
Измерить объем тела означает найти число, которое показывает, сколько единичных кубов содержится в этом теле.
СВОЙСТВА ОБЪЕМОВ
1.Равные геометрические тела имеют равные объемы
2. Если геометрическое тело составлено из нескольких геометрических тел,
то объем данного тела равен сумме объемов тел его составляющих .
СВОЙСТВА ОБЪЕМОВ
3 . Объем куба, ребро которого равно единице длины, равен единице.
4. Два тела, объемы которых равны называются равновеликими .
1
1
1
3 л
3 л
Объем прямоугольного параллелепипеда
a – длина, b – ширина, с – высота
Теорема: Объем прямоугольного
параллелепипеда равен произведению
трех его измерений.
V = abc
1. Следствие Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту.
c
b
а
V = S осн Н
2. Следствие Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту.
V = S осн Н
Объем куба
V = a 3
а
а
а
4 м
4 м
6 дм
2 дм
3 см
5 cм
Найдите объем параллелепипеда
4 м
9 см
3 дм
18
Задача №1
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые) .
2
4
3
V=3*2*5+1*2*3=30+6=36
2
5
Задача №2
Объем прямоугольного параллелепипеда, описанного около сферы равен 216. Найти радиус сферы.
V=216
А
О
B
R =3
Строительство
Задача:
Сколько нужно рабочих для переноса дубовой балки размером 6,5 м х 30 см х 45 дм? Каждый рабочий может поднять в среднем 80 кг. Плотность дуба 800 кг/см 3 .
Сельское хозяйство
Задача:
Сколько сена (в тоннах) вмещает сеновал в форме прямоугольного параллелепипеда , если его длина 6м,высота 4м, ширина6 м, а тюк сена имеет размеры 0,8 × 0,4× 0,5 м и весит 20 кг?
Задача –экспертиза
Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного человека приходилось не менее 6 м³ воздуха. Какое наибольшее количество человек можно разместить в этом кабинете, не нарушая санитарных правил, если он имеет измерения 9,3м; 6,3 м; 3,5м.?
205,065:6=34 человека
Математический диктант
- Равные тела имеют ___________ объемы
2. Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен ________ объемов этих тел.
3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен _____________ трех его измерений
- Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению____________________на ____________
5. Объем куба равен ___________ его ребра.
6 Найти объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями 6 см,5 см, 3 см_________
равные
сумме
произведению
площади основания
высоту
кубу
7.Во сколько раз нужно увеличить каждое из трех измерений прямоугольного бруска, чтобы объем увеличился в 8 раз. _______________
8.Найти объем куба, если длина его ребра равна 5 м __________
в два раза
Рефлексия урока:
Урок
Я на уроке
1. интересно
Итог
1. работал
2. скучно
2. отдыхал
1. понял материал
3.безразлично
2. узнал больше, чем знал
3.помогал другим
3.не понял