Электронное учебное пособие по русскому языку
Правописание слов со звонкими и глухими парными согласными
5 класс
Автор: Бикбулатова Рима Шамилевна
МБОУ СОШ с.Янагушево Мишкинский район РБ
Пояснительная записка
Данное электронное пособие предназначено для уроков русского языка в 5 классах при закреплении правописания слов со звонкими и глухими парными согласными. Также может использоваться при повторении данной темы в 4,6 классах. Пособие используется для фронтальной работы на интерактивной доске, индивидуальной и групповой работы в компьютерном классе, самостоятельной работы учащихся дома для отработки навыков произношения слов со звонкими и глухими согласными.
Понятие о парных звонких и глухих согласных
- Согласными называются звуки, при образовании которых в органах речи воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят или из одного шума или из шума и голоса.
- Звонкие – б,в,г,д,ж,з
- Глухие – п,ф,к,т,ш,с
- Пример: ошибка, ловкий, меткий, сладкий, мороз
Правила проверки написания звонких и глухих согласных
Изменение слова и подбор родственных слов – способы проверки правильного написания слов с парными звонкими и глухими согласными
Например: снег - снега, снегам
сказка - рассказывать
Алгоритм работы над орфограммой
- Выясни смысл слова
- Подбери проверочное или родственное слово
- Напиши в проверяемое слово ту букву, которая пишется в проверочном или родственном слове
- Пример: берё…ка, подбираю проверочное слово – берёза. Следовательно, пишу букву з.
Запомни!
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй.
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы, лёд на льды-
Будешь грамотным и ты.
Подбери проверочное слово
У…кая щель, тя…кий тру…, катался на сала…ках, огоро…ные гря…ки, мой бра…, ласковый взгля…, старый сторо…, острый клю…, глу…ь моря, лё…кая похо…ка, белый пару…, сибирский ко…, ска…ки Пушкина, горячий утю…, вязаный шар…, хру…кое здоровье.
Вставь букву
Без огля…ки, про…ьба, ко…ьба, ша…ка, наро…, лё…, бро…ка, фля…ка, моро…, моти…, спосо…, подска…ка, хру…кий, ги…кий, сколь…ко, жи…кий, салфе…ка.
Пословицы
- Чтобы ры…ку съесть, надо в воду ле…ть.
- Добрая пословица не в бро…ь, а в гла… .
- Тренируясь ре…ко, не выстрелишь ме…ко.
- Ры…ка мелка, да уха сла…ка.
- Ешь чеснок и лу… - не возьмёт неду… .
Отгадай загадки
- Кто стоит на кре…кой но…ке
в бурых листьях у доро…ки?
Встала ша…ка из травы,
Нет под ша…кой головы.
- Стоит де… во сто шу… одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Вставь пропущенные буквы. Объясни правописание.
Ли…кая плёнка, гла…кая поверхность, га…кий утёнок, жи…кий раствор, мя…кий хле…, резиновая ло…ка, кно…ка звонка, ло…кий приём, переступить поро…, сто… сена, цветущий лу…, яркие кра…ки, заме…ка в газете,железная кру…ка.
Составь словосочетания
Тра…ка,уса…ьба, хо…ьба, ре…ьба, су…ьба, сне…, выру…ка, зама…ка, пейза…, сала…ки, мор…, паде..., тетра…ка, доро…ка, перевя…ка.
Исправь ошибки и угадай!
- Два брюжка, четыре рошка.
- Есть и корежок, есть и шлябка, а не грип.
- Кто по ёлкам лофко скачет
И влезает на дупы?
Кто в дубле орехи прячет,
Сушит на зиму грипы?
Помоги ученику вставить пропущенную букву .
- Б или п: ги…кий, зу…, сру…, ю…ка
- В или ф : моти…, тари…, ста…ка, жира…
- З или с: моро…, ска…ка, заморо…ки, гру…
- Д или т : медве…ь, тру…, де…, велосипе…
- Г или к: пиро…, кусо…, дружо…, бере…
- Ж или ш :застё…ка, муля…,ча…ка,молодё…ь
Скороговорка
- Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Всех скороговорок неперескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Оцени себя