СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проект "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир требует активного, инициативного и востребованного гражданина, и педагогика должна следовать этой цели.  В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание активной, инициативной личности. В своей работе метод проектов я использую первый год, но уже сейчас наблюдаю некоторые положительные результаты.

Целями данного метода являются:

  • практическое применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках русского языка и литературы;
  • повышение мотивации обучающихся при выполнении заданий;
  • формирование чувства ответственности;
  • развитие творческих способностей;
  • умение работать в группах;
  • развитие коммуникативных способностей обучающихся.

         При использовании метода проектов на уроках происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

         Какой же может быть тема исследования? Например, по литературе, это может быть изучение новаторства и традиций в художественной  литературе, сопоставление творчества различных писателей (русских и зарубежных), связь исторических событий с их отображением в литературе и др. Что же касается русского языка,  то здесь дело обстоит немного сложнее. Все дело в том, что изменения в русском языке происходят куда медленнее, чем в литературе. Поэтому у обучающихся складывается мнение о нем, как о явлении застывшем, устоявшемся. Трудность такого исследования заключается в том, что взятый для исследования материал будет иметь большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с лингвистическим анализом текстов, историческими изменениями в языке, созданиями  собственных дидактических материалов и др.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проект "Имя существительное"»

  Проект «Имя существительное» Коллективная работа 5-А класса,  Руководитель проекта ‒ учитель русского языка и литературы  Тетерядченко Н.Ю.

Проект «Имя существительное»

Коллективная работа 5-А класса, Руководитель проекта учитель русского языка и литературы Тетерядченко Н.Ю.

Возникновение имени существительного как части речи

История изучения частей речи уходит в глубь веков. Предполагают, что учение о частях речи зародилось еще в V в. до н. э. в Индии. Его развили древние греки и римляне.

Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), которое значило: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным, и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой.

Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и существо.

Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и существо.

Имя существительное  — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? что?

Имя существительное  — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? что?

Морфологические признаки имени существительного

Морфологические признаки имени существительного

ПАДЕЖИ Падежи Слово-помощник Им.п. Вопросы Именительный (есть) Р.п. Д.п. Предлоги КТО? Родительный (нет) В.п. (дам) Дательный КОГО? ЧТО? ОТ, ДО, ИЗ, У, С, ДЛЯ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПОДЛЕ ЧЕГО? КОМУ? Т.п. Винительный (вижу) (горжусь) творительный ЧЕМУ? КОГО? К, ПО П.п. В, ВО, НАД, ПОД, ПРО, ЧЕРЕЗ, ЗА ЧТО? КЕМ? Предложный (думаю) ЧЕМ? С, СО, ЗА, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ПЕРЕД О КОМ? О ЧЕМ? О, ОБ, В, НА, ПРИ

ПАДЕЖИ

Падежи

Слово-помощник

Им.п.

Вопросы

Именительный

(есть)

Р.п.

Д.п.

Предлоги

КТО?

Родительный

(нет)

В.п.

(дам)

Дательный

КОГО?

ЧТО?

ОТ, ДО, ИЗ, У, С, ДЛЯ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПОДЛЕ

ЧЕГО?

КОМУ?

Т.п.

Винительный

(вижу)

(горжусь)

творительный

ЧЕМУ?

КОГО?

К, ПО

П.п.

В, ВО, НАД, ПОД, ПРО, ЧЕРЕЗ, ЗА

ЧТО?

КЕМ?

Предложный

(думаю)

ЧЕМ?

С, СО, ЗА, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ПЕРЕД

О КОМ?

О ЧЕМ?

О, ОБ, В, НА, ПРИ

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных

Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов. р. Лена К именам собственным относятся: • Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных. • Географические названия • Названия газет, журналов. врач Петрова машина стул пес  Дружок Нарицательные имена существительные  – это общее название для всех однородных предметов и явлений. апельсин

Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.

р. Лена

К именам собственным относятся:

Фамилии, имена, отчества людей, а также клички животных.

Географические названия

Названия газет, журналов.

врач Петрова

машина

стул

пес Дружок

Нарицательные имена существительные  – это общее название для всех однородных предметов и явлений.

апельсин

Синтаксическая роль Подлежащее Кто? Что? Сказуемое Дополнение Что такое? Кто идет в школу? Определение Кто такой? Все вопросы косвенных падежей Он кто такой? Обстоятельство Какой? Чей? Он поздоровался с кем? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Он получил какую пятерку? Мальчик идет куда? Мальчик идет в гимназию. Он   ученик. Он поздоровался   с учителем. Он получил пятерку   с плюсом. Мальчик идет   в школу. Имя существительное может быть любым членом предложения

Синтаксическая роль

Подлежащее

Кто? Что?

Сказуемое

Дополнение

Что такое?

Кто идет в школу?

Определение

Кто такой?

Все вопросы косвенных падежей

Он кто такой?

Обстоятельство

Какой? Чей?

Он поздоровался с кем?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Он получил какую пятерку?

Мальчик идет куда?

  • Мальчик идет в гимназию.
  • Он   ученик.
  • Он поздоровался   с учителем.
  • Он получил пятерку   с плюсом.
  • Мальчик идет   в школу.

Имя существительное может быть любым членом предложения

Морфологический разбор имен существительных Порядок разбора Образец разбора I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. Люблю грозу .  1. Начальная форма (Им.п. ед.ч.) Грозу – сущ., предмет. I. (Что?)грозу.  2. Постоянные признаки:  а) собственное или нарицательное;  Нач. ф. – гроза.  б) одушевленное или неодушевленное; II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.; непост. – в В.п., ед.ч.  в) род;  г) склонение III. Люблю (что?) грозу.  3. Непостоянные признаки:  --- --- --- ---  а) падеж;  б) число. III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор имен существительных

Порядок разбора

Образец разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

Люблю грозу .

1. Начальная форма (Им.п. ед.ч.)

Грозу – сущ., предмет.

I. (Что?)грозу.

2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

Нач. ф. – гроза.

б) одушевленное или неодушевленное;

II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р.,

1-е скл.; непост. – в В.п., ед.ч.

в) род;

г) склонение

III. Люблю (что?) грозу.

3. Непостоянные признаки:

--- --- --- ---

а) падеж;

б) число.

III. Синтаксическая роль.

Правописание существительных

Правописание существительных

Это интересно!  Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.  Ученики Финляндии – 15 падежей.  Дети в Венгрии – 22 падежа.  В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.  У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.  В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.

Это интересно!

  • Школьники Эстонии должны запомнить 14

падежей.

  • Ученики Финляндии – 15 падежей.
  • Дети в Венгрии – 22 падежа.
  • В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
  • У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
  • В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный.

Кроссворд на тему: "Имя существительное".

16

6

2

 

 

14

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

3

 

 

 

 

 

4

 

9

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1)Часть речи, которая обозначает предмет? 4) На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? 5) Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова “ он мой?” 6 ) Падеж, который не употребляется без предлога? 7) У имен существительных какого рода окончание – о(е)? 9) В каком падеже существительные отвечают на вопрос: кому? чему? 11) Какой признак отсутствует у имени существительного: род, падеж, время, число? 14) Как называются все падежи, кроме именительного?

По вертикали:

2) Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что? в предложении оно является…? 3 ) Как называется изменение имен существительных по падежам? 8 ) Существительное “ Любопытство – интерес”, “Мороз – холод”, “ярость – гнев” – Это…? 10 ) Сколько склонений имеют имена существительные? 12) Поэма А.С. Пушкина, являющиеся именем собственным? 13) Поставьте слово дети, в форму ед. числа.

15) Сколько падежей в русском языке? 16 ) Название профессии, образованное от слова “ спасти”?