Учебный проект « Имя существительное. Тайна имени».
Презентация «Я и моё имя».
Казанцева Ирина Фёдоровна, учитель МОБУ «СОШ с. Малиново»
Раздел: «Части речи». Начальная школа. 3 класс.
Русский язык.
Тип проекта:
по предметно – содержательной области – моно проект;
по характеру контактов – внутришкольный;
по характеру координации – непосредственно - гибкий (учитель – полноправный участник проекта);
по доминирующей деятельности учащихся – исследовательский проект;
по продолжительности – краткосрочный;
по количеству участников – групповой;
по виду конечного продукта – книжка - раскладушка;
Цель работы: раскрыть тайну имени; найти информацию о своём имени.
Проектный продукт: книжка - раскладушка.
Потребительские свойства проектного продукта: может быть применён на уроках русского языка по теме: «Собственные имена существительные» и при проведении внеклассных мероприятий «Тайна имени».
Цели:
Образовательные:
- формирование системы специальных знаний, умений, навыков, относящих выступлению;
- формирование навыков работы в группах;
Развивающие:
- поиск информации в различных источниках;
- формирование вопроса по теме выступления;
- развитие самообразовательной активности учащихся;
- развитие мыслительной и познавательной активности;
- развитие умение писать орфографически;
Воспитательные:
- уважительное и внимательное отношение к выступающим;
- умение оценивать и ценить чужой труд;
- овладение проектным методом мышлением;
- эстетически оформлять презентацию;
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять рассказ о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; находить и выделять из источников необходимую информацию.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; адекватно воспринимать положительные и отрицательные мнения о своей работе.
Основные понятия: части речи, собственные и нарицательные существительные.
Межпредметные связи: чтение, история, изобразительное искусство.
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 2 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы, компьютер, телефон с интернетом, словари Ожегова и Даля.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Комментарий, примечание |
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Приветствую учеников. Задаю вопросы классу: -Над каким разделом мы работаем? -Назовите знакомые части речи? -Что вы знаете об имени существительном? (Слайд № 1, № 2) | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу Регулятивные: формирование умения слушать собеседника | Создание благоприятного для обучения климата. Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности. |
II этап. Проблематизация. Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. | 1. Задаю вопросы классу: - Назовите своё имя. - Что вы знаете о своём имени? -Объясните лексическое значения слова «Имя». 2. Чтение темы проекта. 3. Определение темы презентации, цели и исходного продукта. (Слайд № 3, № 4, № 5) | Диалог с учителем Формулирование темы и цели презентации. Нахождение лексического значения слова «ИМЯ» по словарю Ожегова, Даля. | Познавательные: Формирование целостной картины мира, познавательной цели всего урока | Развитие речевого аппарата |
III этап. Планирование. 1.Работа по формулирова нию учебных задач урока 2.Поиск источников информации. 3.Выработка критериев оценивания работ | 1. Задаёт вопросы классу. -Назовите имена, о которых вы будете собирать информацию. -Какими источниками информации воспользуетесь? -По каким критериям предлагаете оценивать работу групп? ( на доске прикрепляются критерии оценивания работы в группах) -Какие правила работы в группе надо соблюдать? (на доске вывешивается плакат) 2. Подвожу детей к составлению плану действий работы над презентацией. (слайд № 6, № 7) | Составляют план действий работы над проектом. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с информацией. Обосновывают выбор ответа. Читают правила работы в группах. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Личностные: Формируют умение способности к саморазвитию. Коммуникативные: формируют умение договариваться, находят общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждают и уступают; развивают способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. | |
IVэтап. Реализация плана. Цель: создание проекта; защита проектов; самооценка групп. | Контролирую и оказываю индивидуальную помощь группам. По окончании работы презентация проектов, оценивание работы групп: – отлично, всё получилось, - хорошо, были незначительные ошибки, - не всё получилось, требуется помощь. (Слайд № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13) | Объединяются в группы. Распределяют роли, учитывая, сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя; | Поисковые (исследовательские) умения: -умение самостоятельно найти недостающую информацию; -умения и навыки работы в сотрудничестве; - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером;
|
Vэтап. Рефлексия деятельности Самооценка деятельности | - Как думаете, достигли мы цели урока? - Продолжите фразу: Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось… Меня удивило… Мне захотелось… (Слайд № 13, № 14, № 15) ( | Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Рефлексивные умения: умение отвечать на вопросы | Рефлексия для анализа работы на уроке, с целью коррекции. |