Учитель филиала
МБОУ Уваровщинской сош
в с. Соколово Кирсановского района
С.А. Фролкина
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: «ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?»
Вопросы темы учебной программы:
- Фразеология как раздел науки о языке
- Основные признаки фразеологизмов
- Использование фразеологизмов в речи
Участники: ученики 6 класса
Учебный предмет: русский язык
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Какая тайна скрыта в тебе, фразеологизм ?
- Есть ли у фразеологизма синонимы?
- Присуще ли фразеологизму значение ?
- Обогащают ли нашу речь фразеологизмы ?
Цель:
- познакомить обучающихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов
Задачи:
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- научиться ориентироваться в изучаемом материале
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ
Смазать пятки
Уносить ноги
Пускаться наутёк
Быть на седьмом небе
Кожа да кости
Рад сквозь землю провалиться
Можно рёбра пересчитать
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
2-й ряд:
- водное пространство;
- предлог;
- часть тела на ноге.
1-й ряд:
- принять сидячее положение;
- предлог;
- часть тела, соединяющая голову с туловищем.
3-й ряд:
- передвигать к себе;
- домашнее животное (ласковое);
- предлог;
- часть тела, которой виляет кот.
Медвежья услуга
Причинять вред своей «помощью».
Происходит из басни И.А.Крылова " Пустынник и медведь ", рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.
Медведь на ухо наступил
Об отсутствии музыкального слуха.
В выражении нашли своё отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.
Заблудиться в трёх соснах.
Не разобраться в самом простом.
Считается, что выражение произошло от постоянного и повторяемого употребления этих слов не в прямом, а в переносном значении: «заблудиться в трех соснах»
Город мастеров
2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь,
один раз отрежь; шито белыми
нитками.
1) Топорная работа; без сучка без задоринки; снять стружку; разделать под орех .
(Столяр.)
(Портной.)
3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
(Повар.)
Вывод:
Откуда пришли
в русский
литературный
язык
очень многие
фразеологизмы?
Из
разговорно-бытовой
речи
Из художественной
литературы
Из
речи людей
разных профессий
ПОСЁЛОК СИНОНИМОВ
Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
бить баклуши
сломя голову
водить за нос
себе на уме
ПЕРЕПРАВА.
Большое волнение по ничтожному поводу
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗООПАРК
Подберите фразеологизмы к картинкам
Как баран на новые ворота
Мокрая курица
Тянуть кота за хвост
Крокодиловы слёзы
ИГРА «КТО ВСПОМНИТ БЫСТРЕЕ?»
Любишь кататься – ... .
Тише едешь – ... .
люби и саночки возить
дальше будешь
Готовь сани летом, а ... .
Лучше синица в руках, чем ... .
журавль в небе
телегу зимой
На вкус и цвет ... .
Не спеши языком, ... .
товарища нет
торопись делом
Вставляю палки в колеса.
Обучаю игре на нервах.
Куплю хорошо подвешенный копченый язык.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД
- Расскажите о фразеологизмах.
- Почему такие объявления вызовут улыбку?
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
ЛИТЕРАТУРА
- Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, 1991.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988.
- Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., 1984. № 4.
- Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
- Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1975.