СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Путешествие по стране Фразеологии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Путешествие по стране Фразеологии" является приложением к документу "Открытый урок по русскому языку в 6 классе". Урок разработан по учебнику авторов Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л.А. "Русский язык, 6 класс".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Путешествие по стране Фразеологии"»

Учитель филиала МБОУ Уваровщинской сош в с. Соколово Кирсановского района С.А. Фролкина

Учитель филиала

МБОУ Уваровщинской сош

в с. Соколово Кирсановского района

С.А. Фролкина

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:  «ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?»  Вопросы темы учебной программы:  Фразеология как раздел науки о языке Основные признаки фразеологизмов Использование фразеологизмов в речи    Участники: ученики 6 класса Учебный предмет: русский язык

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: «ЗАЧЕМ НАМ НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?»

Вопросы темы учебной программы:

  • Фразеология как раздел науки о языке
  • Основные признаки фразеологизмов
  • Использование фразеологизмов в речи

Участники: ученики 6 класса

Учебный предмет: русский язык

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Какая тайна скрыта в тебе, фразеологизм ? Есть ли у фразеологизма синонимы? Присуще ли фразеологизму значение ? Обогащают ли нашу речь фразеологизмы ?

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Какая тайна скрыта в тебе, фразеологизм ?
  • Есть ли у фразеологизма синонимы?
  • Присуще ли фразеологизму значение ?
  • Обогащают ли нашу речь фразеологизмы ?
Цель:  познакомить обучающихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов Задачи: развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; воспитывать любовь к слову и к родному языку;  научиться ориентироваться в изучаемом материале

Цель:

  • познакомить обучающихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов

Задачи:

  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
  • воспитывать любовь к слову и к родному языку;
  • научиться ориентироваться в изучаемом материале

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ Смазать пятки Уносить ноги Пускаться наутёк Быть на седьмом небе Кожа да кости Рад сквозь землю провалиться Можно рёбра пересчитать

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Смазать пятки

Уносить ноги

Пускаться наутёк

Быть на седьмом небе

Кожа да кости

Рад сквозь землю провалиться

Можно рёбра пересчитать

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР 2-й ряд: водное пространство; предлог; часть тела на ноге. 1-й ряд: принять сидячее положение; предлог; часть тела, соединяющая голову с туловищем.  3-й ряд: передвигать к себе; домашнее животное (ласковое); предлог; часть тела, которой виляет кот.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР

2-й ряд:

  • водное пространство;
  • предлог;
  • часть тела на ноге.

1-й ряд:

  • принять сидячее положение;
  • предлог;
  • часть тела, соединяющая голову с туловищем.

3-й ряд:

  • передвигать к себе;
  • домашнее животное (ласковое);
  • предлог;
  • часть тела, которой виляет кот.
Медвежья услуга Причинять вред своей «помощью».

Медвежья услуга

Причинять вред своей «помощью».

Происходит из басни И.А.Крылова

Происходит из басни И.А.Крылова " Пустынник и медведь ", рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.  

Медведь на ухо наступил Об отсутствии музыкального слуха.

Медведь на ухо наступил

Об отсутствии музыкального слуха.

В выражении нашли своё отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.

В выражении нашли своё отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Возможно, выражение связано с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.

Заблудиться в трёх соснах. Не разобраться в самом простом.

Заблудиться в трёх соснах.

Не разобраться в самом простом.

Считается, что выражение произошло от постоянного и повторяемого употребления этих слов не в прямом, а в переносном значении: «заблудиться в трех соснах»

Считается, что выражение произошло от постоянного и повторяемого употребления этих слов не в прямом, а в переносном значении: «заблудиться в трех соснах»

Город мастеров 2) на один покрой;  трещать по швам;  семь раз отмерь,  один раз отрежь;  шито белыми  нитками.  1) Топорная работа;  без сучка без задоринки;  снять стружку;  разделать под орех . (Столяр.) (Портной.) 3) калачом не заманишь;  заварить кашу;  толочь воду в ступе.  (Повар.)

Город мастеров

2) на один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь,

один раз отрежь; шито белыми

нитками.

1) Топорная работа; без сучка без задоринки; снять стружку; разделать под орех .

(Столяр.)

(Портной.)

3) калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.

(Повар.)

Вывод: Откуда пришли  в русский  литературный  язык очень многие  фразеологизмы? Из разговорно-бытовой речи  Из художественной литературы  Из речи людей разных профессий

Вывод:

Откуда пришли

в русский

литературный

язык

очень многие

фразеологизмы?

Из

разговорно-бытовой

речи

Из художественной

литературы

Из

речи людей

разных профессий

ПОСЁЛОК СИНОНИМОВ Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: бить баклуши сломя голову водить за нос себе на уме

ПОСЁЛОК СИНОНИМОВ

Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши

сломя голову

водить за нос

себе на уме

ПЕРЕПРАВА. Буря в стакане воды Большое волнение по ничтожному поводу

ПЕРЕПРАВА.

  • Буря в стакане воды

Большое волнение по ничтожному поводу

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗООПАРК Подберите фразеологизмы к картинкам Как баран на новые ворота Мокрая курица  Тянуть кота за хвост  Крокодиловы слёзы

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗООПАРК

Подберите фразеологизмы к картинкам

Как баран на новые ворота

Мокрая курица

Тянуть кота за хвост

Крокодиловы слёзы

ИГРА «КТО ВСПОМНИТ БЫСТРЕЕ?»  Любишь кататься – ... .  Тише едешь – ... . люби и саночки возить  дальше будешь  Готовь сани летом, а ... .   Лучше синица в руках, чем ... . журавль в небе  телегу зимой  На вкус и цвет ... . Не спеши языком, ... . товарища нет  торопись делом

ИГРА «КТО ВСПОМНИТ БЫСТРЕЕ?»

Любишь кататься – ... .

Тише едешь – ... .

люби и саночки возить

дальше будешь

Готовь сани летом, а ... .

Лучше синица в руках, чем ... .

журавль в небе

телегу зимой

На вкус и цвет ... .

Не спеши языком, ... .

товарища нет

торопись делом

Вставляю палки в колеса.  Обучаю игре на нервах. Куплю хорошо подвешенный копченый язык.  СДЕЛАЕМ ВЫВОД Расскажите о фразеологизмах. Почему такие объявления вызовут улыбку?

Вставляю палки в колеса.

Обучаю игре на нервах.

Куплю хорошо подвешенный копченый язык.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД

  • Расскажите о фразеологизмах.
  • Почему такие объявления вызовут улыбку?

Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт – Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Лентяй отдыхает, а время идёт –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

ЛИТЕРАТУРА   Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, 1991. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988. Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., 1984. № 4. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1975.

ЛИТЕРАТУРА

  • Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, 1991.
  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988.
  • Ивкина С.М. Урок-конкурс в 6-м классе // РЯШ., 1984. № 4.
  • Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
  • Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1975.