СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие фонематического слуха"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация адресована родителям , логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей. Даётся определение данных терминов, аспекты на которые оказывает влияние фонематический слух, ошибки, которые возникают из-за несформированности фонематического слуха, а также приведены специальные игры и упражнения  для формирования фонематических умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие фонематического слуха"»

Развитие фонематического слуха     Подготовила: Н.Н.Булганина, учитель- логопед ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»

Развитие фонематического слуха

Подготовила:

Н.Н.Булганина,

учитель- логопед

ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»

План выступления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?  Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?  С помощью каких упражнений логопеды могут  развивать фонематическое восприятие?

План выступления:

  • Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?
  • Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
  • С помощью каких упражнений логопеды могут

развивать фонематическое восприятие?

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух -

тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Фонематическое восприятие -

умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Выработка орфографических навыков. Овладение чтением. Овладение операциями звукового анализа и  синтеза.

Аспекты,

на которые оказывает влияние

фонематический слух:

  • Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
  • Выработка орфографических навыков.
  • Овладение чтением.
  • Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:  5. Овладение операциями звукового анализа и  синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.

Аспекты,

на которые оказывает влияние

фонематический слух:

5. Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.

6. Успешность обучения грамоте.

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха Смешение звуков: звонкие- глухие  ( б лакала – плакала); свистящие – шипящие  (ча ши – часы); твердые – мягкие  (ягод и – ягоды); сонорные (т л и – три); аффрикаты  ( ч веты – цветы).

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

  • Смешение звуков:
  • звонкие- глухие ( б лакала – плакала);
  • свистящие – шипящие (ча ши – часы);
  • твердые – мягкие (ягод и – ягоды);
  • сонорные л и – три);
  • аффрикаты ( ч веты – цветы).

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков  (науш ин ки – наушники, нул жа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных  ( днь – день, межу – между, латочка – ласточка).

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха.

2. Перестановка и включение отдельных звуков

(науш ин ки – наушники, нул жа – лужа).

З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных

( днь – день, межу – между, латочка – ласточка).

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха  4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги  ( метает – подметает, тиши ны на – тишина).  5. Замена звуков  ( т абака – собака, ид ю т – идёт).  6. Недописывание слов  ( мышк – мышка).

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

( метает – подметает, тиши ны на – тишина).

5. Замена звуков

( т абака – собака, ид ю т – идёт).

6. Недописывание слов

( мышк – мышка).

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха  7. Обозначение мягкости при помощи Ь  ( василки – васильки).  8. Ошибки при чтении:  пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

7. Обозначение мягкости при помощи Ь

( василки – васильки).

8. Ошибки при чтении:

  • пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие  из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

8. Ошибки при чтении:

  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • «угадывание» слов.
Уровень 1 –  узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстукивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши

Уровень 1 –

узнавание неречевых

звуков

  • Игра «Угадай, что звучало?»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Отстукивание ладонями по столу
  • Отхлопывание в ладоши
Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»

Уровень 2 –

различение звуков речи

по тембру, силе и высоте

  • Игра «Мяу», «Му»
  • Игра «Тихо – громко»
Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»

Уровень 3 –

различение сходных по звучанию

слов

  • Игра «Слушай и выбирай»
Игра «Верно - неверно»  мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.
  • Игра «Верно - неверно»

мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.

Уровень 4 – различение слогов Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сты – сту. Игры с кубиком. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,  ССГ, ГСС. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,  па – па – па – ба.

Уровень 4 –

различение слогов

  • Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
  • прямые: ма – ко – то – ры;
  • обратные: ам – ор – ив – ус;
  • со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
  • Игры с кубиком.
  • Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,

ССГ, ГСС.

  • Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,

па – па – па – ба.

Уровень 5 – различение звуков Звукоподражание.  Комар звенит: з – з – з  Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук».  Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.

Уровень 5 –

различение звуков

  • Звукоподражание.

Комар звенит: з – з – з

Жук жужжит: ж – ж – ж

2. Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышите звук …

  • звуковой ряд;
  • слоги;
  • слова.
Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание  Больной показывает горло врачу: а – а – а.  Воющий волк: у – у – у. Определить первый звук в словах:  ослик, утка, Аня.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова

Уровень гласных звуков в сильной позиции.

  • Звукоподражание

Больной показывает горло врачу: а – а – а.

Воющий волк: у – у – у.

  • Определить первый звук в словах:

ослик, утка, Аня.

 3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у . Подобрать к картинке букву, соответствующую  первому звуку слова.

3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.

  • Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у .
  • Подобрать к картинке букву, соответствующую

первому звуку слова.

Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.  Гость – кость, карта - парта

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова

Уровень согласных звуков.

  • Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.

Определение места звука в слове:

  • ударного гласного звука;
  • согласного звука.
Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.

Определение места звука в слове

  • Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
  • Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.
  • Пособие «Полоска»
Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Определение:

  • количества звуков;
  • последовательности звуков;
  • места звуков.
Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.  К от, о к но, со к Подобрать слова с определенным количеством звуков. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех ; в конце: бок – бокс, вол – волк. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк Слово – загадка к…. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.
  • Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.

К от, о к но, со к

  • Подобрать слова с определенным количеством звуков.
  • Преобразование слов путем добавления звука:
  • в начале: рот – крот, мех – смех ;
  • в конце: бок – бокс, вол – волк.
  • Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
  • Слово – загадка к….
  • Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.
  • Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

Развивая фонематический слух,   Развивая   вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом.
  • Развивая фонематический слух,

Развивая

вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и

письмом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!