Данная презентация адресована родителям , логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей. Даётся определение данных терминов, аспекты на которые оказывает влияние фонематический слух, ошибки, которые возникают из-за несформированности фонематического слуха, а также приведены специальные игры и упражнения для формирования фонематических умений и навыков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие фонематического слуха"»
Развитие фонематического слуха
Подготовила:
Н.Н.Булганина,
учитель- логопед
ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»
План выступления:
- Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?
- Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
- С помощью каких упражнений логопеды могут
развивать фонематическое восприятие?
Фонематический слух -
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие -
умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Аспекты,
на которые оказывает влияние
фонематический слух:
- Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
- Выработка орфографических навыков.
- Овладение чтением.
- Овладение операциями звукового анализа и
синтеза.
Аспекты,
на которые оказывает влияние
фонематический слух:
5. Овладение операциями звукового анализа и
синтеза.
6. Успешность обучения грамоте.
Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха
- звонкие- глухие ( б лакала – плакала);
- свистящие – шипящие (ча ши – часы);
- твердые – мягкие (ягод и – ягоды);
- сонорные (т л и – три);
- аффрикаты ( ч веты – цветы).
Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха.
2. Перестановка и включение отдельных звуков
(науш ин ки – наушники, нул жа – лужа).
З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных
( днь – день, межу – между, латочка – ласточка).
Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха
4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги
( метает – подметает, тиши ны на – тишина).
5. Замена звуков
( т абака – собака, ид ю т – идёт).
6. Недописывание слов
( мышк – мышка).
Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха
7. Обозначение мягкости при помощи Ь
( василки – васильки).
8. Ошибки при чтении:
- пропуск букв, слогов, предлогов;
- замена и перестановка букв, слогов;
- «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
Ошибки, возникающие
из-за несформированности
фонематического слуха
8. Ошибки при чтении:
- недочитывание окончаний слов;
- искажение слов;
- добавление лишних букв, слогов и даже слов;
- «угадывание» слов.
Уровень 1 –
узнавание неречевых
звуков
- Игра «Угадай, что звучало?»
- Игра «Чудесный мешочек»
- Отстукивание ладонями по столу
- Отхлопывание в ладоши
Уровень 2 –
различение звуков речи
по тембру, силе и высоте
- Игра «Мяу», «Му»
- Игра «Тихо – громко»
Уровень 3 –
различение сходных по звучанию
слов
мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.
Уровень 4 –
различение слогов
- Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
- прямые: ма – ко – то – ры;
- обратные: ам – ор – ив – ус;
- со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
- Игры с кубиком.
- Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,
ССГ, ГСС.
- Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,
па – па – па – ба.
Уровень 5 –
различение звуков
Комар звенит: з – з – з
Жук жужжит: ж – ж – ж
2. Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, если услышите звук …
- звуковой ряд;
- слоги;
- слова.
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова
Уровень гласных звуков в сильной позиции.
Больной показывает горло врачу: а – а – а.
Воющий волк: у – у – у.
- Определить первый звук в словах:
ослик, утка, Аня.
3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.
- Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у .
- Подобрать к картинке букву, соответствующую
первому звуку слова.
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова
Уровень согласных звуков.
- Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
- Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
- Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.
Определение места звука в слове:
- ударного гласного звука;
- согласного звука.
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.
Определение места звука в слове
- Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
- Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.
- Пособие «Полоска»
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Определение:
- количества звуков;
- последовательности звуков;
- места звуков.
- Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.
К от, о к но, со к
- Подобрать слова с определенным количеством звуков.
- Преобразование слов путем добавления звука:
- в начале: рот – крот, мех – смех ;
- в конце: бок – бокс, вол – волк.
- Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
- Слово – загадка к….
- Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.
- Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.
- Развивая фонематический слух,
Развивая
вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и
письмом.