Решение задач по генетике
Емельяненко Татьяна Викторовна, учитель биологии
Оглавление
- Алгоритм решения задач
- Правила при решении генетических задач
- Оформление задач по генетике
- Запись условия и решения задач
- Примеры решения задач:
- Моногибридное скрещивание
- Анализирующее скрещивание
- Промежуточное наследование
- Кодоминирование
- Дигибридное скрещивание
- Сцепленное с полом наследование
Алгоритм решения генетических задач
- Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
- Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
- Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
- Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
- Составление решетки Пеннета.
- Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
- Краткая запись ответа.
Правила при решении генетических задач .
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.
Оформление задач по генетике.
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже:
- ♀ - женский организм
- ♂ - мужской организм
- Х – знак скрещивания
- Р – родительские формы
- F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений
- А, В – гены, кодирующие доминантные признаки
- а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки
- АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
- аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку
- Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей
- AaBb – генотипы дигетерозигот
- A, a, B, b – гаметы.
- Если речь идет о людях: женщина; мужчина
- - женщина и мужчина, состоящие в браке
Запись условия и решения задач
- Дано:
- А – ген кареглазости
- а- ген голубоглазости
- ♀ - Аа
- ♂ - аа
- _____________________
- Генотип F1-?
- Решение:
- Р ♀ Аа Х ♂аа
- карий голубой
- Гаметы А, а а, а
- F1 Аа(карий) аа(голубой)
- Аа(карий) аа(голубой)
- Расщепление в соотношении 1:1;
- Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие.
Решетка Пеннета
а
А
а
¼ Аа
А
карие
¼ Аа
¼ Аа
карие
карие
¼ Аа
карие
аа
АА
Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание
Родительские особи различаются по одному признаку .
Задача.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Дано: Решение:
пол пол
а – гладкая окраска Р: ♀Аа х ♂Аа
А – полосатая окраска G А а А а
Р: ♀Аа х ♂Аа F1 : АА: Аа: Аа: аа
Найти: F1 -? пол пол пол глад
Ответ : 75% - с полосатой окраской;
25% - с гладкой окраской.
2. Анализирующее скрещивание
Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота, если произойдет расщепление, то она гетерозигота.
Задача.
У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.
Дано: Решение : если дрозофила имеет черную окраску тела, то её
А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска
будет серой).
а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:
F 1 – сер х чер.
50% сер.: 50% чер. Р: ♀А? (сер) х ♂аа (чер)
Найти: генотипы Р - ? G А ? а
F 1 : Аа : аа
сер. чер.
Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1,
следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.
Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.
3. Промежуточное наследование
В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм.
Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.
Задача.
Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки .
Дано: Решение: Р1: ♀АА(нор) х ♂аа(лист)
А – нормальная форма G А а
а - листовидная F1: Аа – промежуточная форма чашечки.
Аа – промежуточная форма Р1: ♀Аа х ♂Аа
Р: ♀Аа х ♂Аа G А а А а
Найти: генотипы F2 : АА : Аа : Аа : аа
и фенотипы F2 - ? нор. пром. пром. лист.
по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа
Ответ: 1 АА :2Аа : 1аа;
25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.
4. Кодоминирование
Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме.
Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы, гетерозиготной по аллелям I A и I B , которые по отдельности определяют образование II группы крови (I A I A или I A I O ) и III группы крови (I B I B или I B I O )
Задача.
У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Дано:
- I группа I O I O Решение:
Р : I O I O I A I B
- IV группа I A I B G : I O I A I B
I A I O I B I O
F 1 с группой крови одного
из родителей - ? II группа III группа
Ответ: нет, в данном случае дети не могут
унаследовать группы крови родителей.
5. Дигибридное скрещивание
Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей.
Задача.
Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
Дано:
А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв
а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав
в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв
АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв
Ответ : вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет 1/16.
Сцепленное с полом наследование
X А
X А
X а
¼ X А X А
Y
Долгожит.+
¼ X А Y
¼ X А X а
Долгожит. +
Долгожит.+
¼ X а Y
Долгожит. -
X А X а
X А Y
Наследование признаков, сцепленных с полом
- Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
- Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
- Гены, локализованные в Y – хромосоме
- Явление сцепленного наследия и кроссинговер
Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме
P : гипоплазия эмали + x гипоплазия эмали -
Х А Х а Х А Y
Мейоз
G:
Случайное
оплодотворение
F 1 гипоплазия эмали- гипоплазия эмали-
¼ Х а Х а 1/4 Х А Y
гипоплазия эмали + гипоплазия эмали +
1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y
X A
X a
Y
X A
Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме
P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение
Х а Х а Х А Y
Мейоз
G:
Случайное
Оплодотворение
F1 нарушенное потоотделение % ?
½ X a Y
нормальное потоотделение
1/2 Х А Х а
Y
Х а
Х А
Гены, локализованные в
Y- хромосоме
P: Гипертрихоз - x Гипертрихоз +
Х Х Х Y в
Мейоз
G:
Случайное
Оплодотворение
F1 : 100% : 100%
Гипертрихоз - Гипертрихоз +
ХХ Х Y в
Х
Y b
Х
Ответ
- При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:
- Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
- Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
- Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.
Спасибо за внимание !