В презентации "Решение задач по генетике" показан алгоритм решения генетических задач, типы задач, рассматривается решение задач на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание. А также даны задачи на дом на все указанные типы. Можно использовать на уроках биологии в 10-11 классах.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение задач по генетике"»
Элементарные задачи по генетике
Алгоритм решения задачи
1. Прочитать условие задачи
2. Определить количество признаков
3. Перевести данные задачи в генетичес-кие символы и записать в «дано»
- женский генотип слева, мужской справа;
- записать фенотипы особей (родителей и потомков);
- записать генотипы особей (используйте таблицу).;
- определить количество возможных гамет у каждой особи
4. Осуществить решение, опираясь на существующие законы и правила.
Типы задач
- 2) на определение генотипа;
- 3) на определение характера наследования признака.
Моногибридное скрещивание
- 1. Выпишите типы гамет, которые образуются у особей с генотипом
а) АА; б) Аа; в) аа.
Решение
- По формуле N = 2 n , где N – число типов гамет, а n – это количество признаков, по которому данный организм гетерозиготен, определяем число типов гамет у особей следующих генотипов:
- а) у особи с генотипом АА – один тип гамет
(2 0 = 1) : Р АА
G
- б) у особи с генотипом Аа – два типа гамет
(2 1 = 2): Р Аа
G
- в) у особи с генотипом аа – один тип гамет
(2 0 =1): Р аа
G
А
А
а
а
2. Иммунность овса к головне доминирует над поражаемостью этой
болезнью.
- 1. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных
иммунных особей с растениями поражаемыми головней?
- 2. Какое потомство получится от скрещивания гибрида первого
поколения с растением, лишенным иммунитета?
Решение
- Прежде чем решать задачу, необходимо уяснить характер анализируемых признаков и правильно произвести, запись определяющих их генов. В данной задаче имеем дело с одной парой аллель-ных генов, один из которых определяет невосприимчивость овса к головне, второй, аллельный ему ген, не обладает свойствами защищать организм от заболевания.
- Ген иммунности – доминантный ген, обозначим буквой А.
Ген, неспособный защитить организм от заражения головней, рецессивный, обозначим буквой а .
- По условию пункта 1 скрещиваются два гомозиготных растения, одно из которых обладает иммунитетом, второе – нет. Следовательно,генотип первого растения будет АА , второго – аа .
- У первого растения возможны гаметы только одного типа, содержащие ген А , у второго – тоже только одного типа, содержащие ген а . При слиянии таких гамет все потомство будет гибридным, или гетерозиготным, содержащим и доминантный и рецессивный гены: Аа .
- Фенотипически все потомство будет устойчивым к головне (правило Менделя о единообразии гибридов в первом поколении).
G
Запись решения можно произвести и другим способом.
А
а
- По условию пункта 2 скрещивается гибрид первого поколения ( Аа) с растением, лишенным иммунитета ( аа). Решение можно осуществить по схеме:
Р ♀ Аа х ♂ аа
G
F 1 Аа аа
- или произвести следующую запись в решетке:
А
а
а
а
А
а
Аа
а
аа
Аа
аа
- Анализ записей показывает, что половина потомства будет гетерозиготным и, следовательно, устойчивым к головне, другая – гомозиготные по рецессивному гену
растения, поражаемые головней.
- 3. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. В результате второго скрещивания этого серого потомства опять с белыми получено 172 особи, из которых было 85 белых и 87 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?
Решение
- Исходя из условия задачи, нетрудно понять, что серый цвет доминирует над белым.
Признак Ген Генотип
Серый цвет А АА, Аа
Белый цвет а аа
- При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. Следовательно, в первом скрещивании родители были гомозиготными АА и аа, а потомство оказалось гетерозиготным серым –Аа.
G
- Во втором скрещивании брались гибриды Аа и скрещивались с белыми курами аа. Потомство должно быть наполовину серым Аа , наполовину белым аа . Действительное соотношение 85:87, близкое отношению 1:1, подтверждает это решение.
А
а
Дигибридное скрещивание
- 1. Сколько типов гамет и какие именно образуют организмы со следующими
генотипами:
а) ааbb,
б) АаВВ,
в) АаВb?
Решение
- а) Гомозиготы, согласно формуле N = 2 n , образуют один тип гамет (2 0 = 1):
Р ааbb
G
- б) Гетерозиготы по одному признаку дают два типа гамет (2 1 = 2):
P АаВВ
G
ab
АВ
аВ
- в) Гетерозиготы по двум признакам дают четыре типа гамет (2 2 = 4):
Р АаВb
G
АВ
аВ
ab
Аb
- 2. У морской свинки ( Cavia) имеются два аллеля, определяющих черную или белую
окраску шерсти, и два аллеля, определяю-щих короткую или длинную шерсть. При
скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F 1 шерсть была короткая и черная.
- а) Какие аллели являются доминантными?
- б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2?
Решение
- Если в F 1 у всех морских свинок была короткая черная шерсть, то это означает, что короткая шерсть доминирует над длинной, а черная окраска над белой.
Признак
Черная шерсть
Ген
В
Генотип
Белая шерсть
ВВ, Вb
b
Короткая шерсть
bb
S
Длинная шерсть
SS, Ss
s
ss
G
F 1: SsBb
G
F 2:
Гаметы SB Sb sB sb
SB SSBB SSBb SsBB SsBb
Sb SSBb SSbb SsBb Ssbb
sB SsBB SsBb ssBB ssBb
sb SsBb Ssbb ssBb ssbb
- Соотношение фенотипов во втором поколении:
9 S_ B_ : 3 S_ bb : 3 ssB_ : 1 ssbb
Неполное доминирование (анализирующее скрещивание)
- У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины.
- 1) Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
- 2)Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья
промежуточной ширины?
Решение
- Из условий задачи ясно, что мы имеем дело с одной парой генов. Ни один из генов не доминирует полностью над другим.
Признак
Широкие листья
Ген
R
Генотип
Узкие листья
RR
R *
Листья промежуточной ширины
R * R *
R, R *
RR *
- По условию пункта 1 требуется установить потомство от скрещивания двух растений с листьями промежуточной ширины, т.е. гетерозиготных: RR/ x RR/.
- Решать можно по схеме или, составляя решетку:
Р ♀ RR * x ♂ RR*
G
F 1 RR : RR* : RR* : R*R*
Гаметы R R *
R RR RR *
R * RR* R*R*
R
R *
R
R *
1/4 растений будет с широкими листьями, 1/4 – с узкими и 1/2 – с листьями промежуточной ширины.
- В пункте 2 требуется определить характер потомства от скрещивания узколистного растения ( R * R * ) с растением, имеющим листья промежуточной ширины (RR * ). Потомство получится характерным для анализирующего скрещивания: половина с узкими листьями, половина с листьями промежуточной ширины.
Задачи на дом
- 1. Определите возможные фенотипы детей в семье, где один из супругов
страдает акаталазией, другой имеет пониженную ее активность.
АКАТАЛАЗИЯ (греч. отрицательная приставка a- + каталаза) — наследственная аномалия обмена, связанная с отсутствием фермента каталазы в крови и тканях.
- 2. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет
глаз – над голубым. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установить генотипы всех членов семьи.
3. Ген черной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной
окраски.
- 1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей крупного рогатого скота?
- 2. Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?
Благодарю за внимание!