СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Решение задач по генетике"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Решение задач по генетике" показан алгоритм решения генетических задач, типы задач, рассматривается решение задач на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание. А также даны задачи на дом на все указанные типы. Можно использовать на уроках биологии в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение задач по генетике"»

Элементарные задачи по генетике

Элементарные задачи по генетике

Алгоритм решения задачи 1. Прочитать условие задачи 2. Определить количество признаков 3. Перевести данные задачи в генетичес-кие символы и записать в «дано» женский генотип слева, мужской справа; записать фенотипы особей (родителей и потомков); записать генотипы особей (используйте таблицу).; определить количество возможных гамет у каждой особи 4.  Осуществить решение, опираясь на существующие законы и правила.

Алгоритм решения задачи

1. Прочитать условие задачи

2. Определить количество признаков

3. Перевести данные задачи в генетичес-кие символы и записать в «дано»

  • женский генотип слева, мужской справа;
  • записать фенотипы особей (родителей и потомков);
  • записать генотипы особей (используйте таблицу).;
  • определить количество возможных гамет у каждой особи

4. Осуществить решение, опираясь на существующие законы и правила.

Типы задач 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

Типы задач

  • 1) расчетные;
  • 2) на определение генотипа;
  • 3) на определение характера наследования признака.
Моногибридное скрещивание 1. Выпишите типы гамет, которые образуются у особей с генотипом  а) АА; б) Аа; в) аа.

Моногибридное скрещивание

  • 1. Выпишите типы гамет, которые образуются у особей с генотипом

а) АА; б) Аа; в) аа.

Решение  По формуле N = 2 n , где N – число типов гамет, а n – это количество признаков, по которому данный организм гетерозиготен, определяем число типов гамет у особей следующих генотипов: а) у особи с генотипом АА – один тип гамет  (2 0 = 1) : Р АА  G б) у особи с генотипом Аа – два типа гамет (2 1 = 2): Р Аа  G в) у особи с генотипом аа – один тип гамет  (2 0 =1): Р аа  G А А а а

Решение

  • По формуле N = 2 n , где N – число типов гамет, а n – это количество признаков, по которому данный организм гетерозиготен, определяем число типов гамет у особей следующих генотипов:
  • а) у особи с генотипом АА – один тип гамет

(2 0 = 1) : Р АА

G

  • б) у особи с генотипом Аа – два типа гамет

(2 1 = 2): Р Аа

G

  • в) у особи с генотипом аа – один тип гамет

(2 0 =1): Р аа

G

А

А

а

а

 2. Иммунность овса к головне доминирует над поражаемостью этой  болезнью. 1. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных  иммунных особей с растениями поражаемыми головней? 2. Какое потомство получится от скрещивания гибрида первого  поколения с растением, лишенным иммунитета?

2. Иммунность овса к головне доминирует над поражаемостью этой

болезнью.

  • 1. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных

иммунных особей с растениями поражаемыми головней?

  • 2. Какое потомство получится от скрещивания гибрида первого

поколения с растением, лишенным иммунитета?

Решение Прежде чем решать задачу, необходимо уяснить характер анализируемых признаков и правильно произвести, запись определяющих их генов. В данной задаче имеем дело с одной парой аллель-ных генов, один из которых определяет невосприимчивость овса к головне, второй, аллельный ему ген, не обладает свойствами защищать организм от заболевания.  Ген иммунности – доминантный ген, обозначим буквой  А.  Ген, неспособный защитить организм от заражения головней, рецессивный, обозначим буквой а .

Решение

  • Прежде чем решать задачу, необходимо уяснить характер анализируемых признаков и правильно произвести, запись определяющих их генов. В данной задаче имеем дело с одной парой аллель-ных генов, один из которых определяет невосприимчивость овса к головне, второй, аллельный ему ген, не обладает свойствами защищать организм от заболевания.
  • Ген иммунности – доминантный ген, обозначим буквой А.

Ген, неспособный защитить организм от заражения головней, рецессивный, обозначим буквой а .

По условию пункта 1 скрещиваются два гомозиготных растения, одно из которых обладает иммунитетом, второе – нет. Следовательно,генотип первого растения будет АА , второго – аа . У первого растения возможны гаметы только одного типа, содержащие ген А , у второго – тоже только одного типа, содержащие ген а . При слиянии таких гамет все потомство будет гибридным,  или  гетерозиготным, содержащим и доминантный и рецессивный гены: Аа . Фенотипически все потомство будет устойчивым к головне (правило Менделя о единообразии гибридов в первом поколении).
  • По условию пункта 1 скрещиваются два гомозиготных растения, одно из которых обладает иммунитетом, второе – нет. Следовательно,генотип первого растения будет АА , второго – аа .
  • У первого растения возможны гаметы только одного типа, содержащие ген А , у второго – тоже только одного типа, содержащие ген а . При слиянии таких гамет все потомство будет гибридным, или гетерозиготным, содержащим и доминантный и рецессивный гены: Аа .
  • Фенотипически все потомство будет устойчивым к головне (правило Менделя о единообразии гибридов в первом поколении).
Р ♀ АА х ♂ аа   G  F 1  Аа Запись решения можно произвести и другим способом. А а
  • Р ♀ АА х ♂ аа

G

  • F 1 Аа

Запись решения можно произвести и другим способом.

А

а

По условию пункта 2 скрещивается гибрид первого поколения ( Аа) с растением, лишенным иммунитета ( аа). Решение можно осуществить по схеме: Р ♀ Аа х ♂ аа G F 1  Аа аа  или произвести следующую запись в решетке: А а а а А а Аа а аа Аа аа
  • По условию пункта 2 скрещивается гибрид первого поколения ( Аа) с растением, лишенным иммунитета ( аа). Решение можно осуществить по схеме:

Р ♀ Аа х ♂ аа

G

F 1 Аа аа

  • или произвести следующую запись в решетке:

А

а

а

а

А

а

Аа

а

аа

Аа

аа

Анализ записей показывает, что половина потомства будет гетерозиготным и, следовательно, устойчивым к головне, другая – гомозиготные по рецессивному гену  растения, поражаемые головней.
  • Анализ записей показывает, что половина потомства будет гетерозиготным и, следовательно, устойчивым к головне, другая – гомозиготные по рецессивному гену

растения, поражаемые головней.

3.  При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. В результате второго скрещивания этого серого потомства опять с белыми получено 172 особи, из которых было 85 белых и 87 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?
  • 3. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. В результате второго скрещивания этого серого потомства опять с белыми получено 172 особи, из которых было 85 белых и 87 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?
Решение Исходя из условия задачи, нетрудно понять, что серый цвет доминирует над белым. Признак  Ген  Генотип Серый цвет А АА, Аа Белый цвет а аа При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. Следовательно, в первом скрещивании родители были гомозиготными АА и аа, а потомство оказалось гетерозиготным серым –Аа.

Решение

  • Исходя из условия задачи, нетрудно понять, что серый цвет доминирует над белым.

Признак Ген Генотип

Серый цвет А АА, Аа

Белый цвет а аа

  • При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. Следовательно, в первом скрещивании родители были гомозиготными АА и аа, а потомство оказалось гетерозиготным серым –Аа.
Р ♀ АА х ♂ аа   G  F 1  Аа  Во втором скрещивании брались гибриды Аа и скрещивались с белыми курами аа. Потомство должно быть наполовину серым Аа , наполовину белым аа . Действительное соотношение 85:87, близкое отношению 1:1, подтверждает это решение. А а
  • Р ♀ АА х ♂ аа

G

  • F 1 Аа

  • Во втором скрещивании брались гибриды Аа и скрещивались с белыми курами аа. Потомство должно быть наполовину серым Аа , наполовину белым аа . Действительное соотношение 85:87, близкое отношению 1:1, подтверждает это решение.

А

а

Дигибридное скрещивание 1. Сколько типов гамет и какие именно образуют организмы со следующими  генотипами: а) ааbb, б) АаВВ, в) АаВb?

Дигибридное скрещивание

  • 1. Сколько типов гамет и какие именно образуют организмы со следующими

генотипами:

а) ааbb,

б) АаВВ,

в) АаВb?

Решение а) Гомозиготы, согласно формуле N = 2 n , образуют один тип гамет (2 0 = 1): Р ааbb G б) Гетерозиготы по одному признаку дают два типа гамет (2 1 = 2): P АаВВ G ab АВ аВ

Решение

  • а) Гомозиготы, согласно формуле N = 2 n , образуют один тип гамет (2 0 = 1):

Р ааbb

G

  • б) Гетерозиготы по одному признаку дают два типа гамет (2 1 = 2):

P АаВВ

G

ab

АВ

аВ

в) Гетерозиготы по двум признакам дают четыре типа гамет (2 2 = 4):  Р АаВb  G АВ аВ ab Аb
  • в) Гетерозиготы по двум признакам дают четыре типа гамет (2 2 = 4):

Р АаВb

G

АВ

аВ

ab

Аb

2. У морской свинки ( Cavia) имеются два аллеля, определяющих черную или белую  окраску шерсти, и два аллеля, определяю-щих короткую или длинную шерсть. При  скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F 1 шерсть была короткая и черная. а) Какие аллели являются доминантными? б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2?
  • 2. У морской свинки ( Cavia) имеются два аллеля, определяющих черную или белую

окраску шерсти, и два аллеля, определяю-щих короткую или длинную шерсть. При

скрещивании между гомозиготами с короткой черной шерстью и гомозиготами с длинной белой шерстью у всех потомков F 1 шерсть была короткая и черная.

  • а) Какие аллели являются доминантными?
  • б) Каким будет соотношение различных фенотипов в F2?
Решение Если в F 1 у всех морских свинок была короткая черная шерсть, то это означает, что короткая шерсть доминирует над длинной, а черная окраска над белой. Признак Черная шерсть Ген В Генотип  Белая шерсть ВВ, Вb   b  Короткая шерсть   bb  S  Длинная шерсть  SS, Ss  s   ss

Решение

  • Если в F 1 у всех морских свинок была короткая черная шерсть, то это означает, что короткая шерсть доминирует над длинной, а черная окраска над белой.

Признак

Черная шерсть

Ген

В

Генотип

Белая шерсть

ВВ, Вb

b

Короткая шерсть

bb

S

Длинная шерсть

SS, Ss

s

ss

а) P ♀ SSBB x ♂ ssbb  G  F 1:  SsBb  б) PF1 ♀ SsBb x ♂ SsBb  G  F 2: Гаметы SB Sb sB sb SB SSBB SSBb SsBB SsBb Sb SSBb SSbb SsBb Ssbb sB SsBB SsBb ssBB ssBb sb SsBb Ssbb ssBb ssbb
  • а) P ♀ SSBB x ♂ ssbb

G

F 1: SsBb

  • б) PF1 ♀ SsBb x ♂ SsBb

G

F 2:

Гаметы SB Sb sB sb

SB SSBB SSBb SsBB SsBb

Sb SSBb SSbb SsBb Ssbb

sB SsBB SsBb ssBB ssBb

sb SsBb Ssbb ssBb ssbb

Соотношение фенотипов во втором поколении: 9  S_ B_ : 3 S_ bb : 3 ssB_ : 1 ssbb
  • Соотношение фенотипов во втором поколении:

9 S_ B_ : 3 S_ bb : 3 ssB_ : 1 ssbb

Неполное доминирование (анализирующее скрещивание) У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины. 1) Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?  2)Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья  промежуточной ширины?

Неполное доминирование (анализирующее скрещивание)

  • У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины.
  • 1) Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?
  • 2)Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья

промежуточной ширины?

Решение Из условий задачи ясно, что мы имеем дело с одной парой генов. Ни один из генов не доминирует полностью над другим. Признак Широкие листья Ген R Генотип Узкие листья RR  R *  Листья промежуточной ширины  R * R *    R, R *  RR *

Решение

  • Из условий задачи ясно, что мы имеем дело с одной парой генов. Ни один из генов не доминирует полностью над другим.

Признак

Широкие листья

Ген

R

Генотип

Узкие листья

RR

R *

Листья промежуточной ширины

R * R *

R, R *

RR *

По условию пункта 1 требуется установить потомство от скрещивания двух растений с листьями промежуточной ширины, т.е. гетерозиготных: RR/ x RR/. Решать можно по схеме или, составляя решетку:  Р ♀ RR * x ♂ RR*  G  F 1 RR : RR* : RR* : R*R* Гаметы R R * R RR RR * R *  RR* R*R* R R * R R *
  • По условию пункта 1 требуется установить потомство от скрещивания двух растений с листьями промежуточной ширины, т.е. гетерозиготных: RR/ x RR/.
  • Решать можно по схеме или, составляя решетку:

Р ♀ RR * x ♂ RR*

G

F 1 RR : RR* : RR* : R*R*

Гаметы R R *

R RR RR *

R * RR* R*R*

R

R *

R

R *

1/4 растений будет с широкими листьями, 1/4 – с узкими и 1/2 – с листьями промежуточной ширины. В пункте 2 требуется определить характер потомства от скрещивания узколистного растения ( R * R * ) с растением, имеющим листья промежуточной ширины (RR * ). Потомство получится характерным для анализирующего скрещивания: половина с узкими листьями, половина с листьями промежуточной ширины.

1/4 растений будет с широкими листьями, 1/4 – с узкими и 1/2 – с листьями промежуточной ширины.

  • В пункте 2 требуется определить характер потомства от скрещивания узколистного растения ( R * R * ) с растением, имеющим листья промежуточной ширины (RR * ). Потомство получится характерным для анализирующего скрещивания: половина с узкими листьями, половина с листьями промежуточной ширины.
Задачи на дом 1. Определите возможные фенотипы детей в семье, где один из супругов  страдает акаталазией, другой имеет пониженную ее активность.  АКАТАЛАЗИЯ (греч. отрицательная приставка a- + каталаза) — наследственная аномалия обмена, связанная с отсутствием фермента каталазы в крови и тканях.

Задачи на дом

  • 1. Определите возможные фенотипы детей в семье, где один из супругов

страдает акаталазией, другой имеет пониженную ее активность.

АКАТАЛАЗИЯ (греч. отрицательная приставка a- + каталаза) — наследственная аномалия обмена, связанная с отсутствием фермента каталазы в крови и тканях.

2. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет  глаз – над голубым. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установить генотипы всех членов семьи.
  • 2. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет

глаз – над голубым. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установить генотипы всех членов семьи.

3. Ген черной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. 1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей крупного рогатого скота? 2. Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?

3. Ген черной окраски крупного рогатого скота доминирует над геном красной

окраски.

  • 1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных особей крупного рогатого скота?
  • 2. Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров?
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!