«Серебряный век»
русской поэзии»
- Урок литературы в 11 классе
«Серебряный век»
русской культуры
Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев,
но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи
Николая Оцупа.
“ Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем,
а «Серебряный» - с луной.
Символ «серебряного века»
Врубель «Царевна- лебедь» 1900год.
Поэзия серебряного века (это поэзия рубежа 19в. 90-е -20в. 20-е г.)
- В месяц выходит 30 сборников, то есть
ежедневно – один сборник стихов
- «Это какой-то потоп стихов, в котором тонет молодая литература»
- Читатель любого социального слоя, любого
мировоззрения имел возможность найти
«своего» поэта
“ Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?” А . Блок
Этот блоковский вопрос-ответ подталкивает
к размышлениям
о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса,
именно так называют искусство
Серебряного века, сравнивая с европейским
Возрождением
Подумайте и ответьте
- Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?
- Назовите временные рамки «золотого века»
- Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
Практическая работа
- Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
- Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
- Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
- Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
- Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
«Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина
и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
- «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
- «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
- «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
- «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
- Какой теме посвящены эти стихотворения ?
- Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?
Предполагаемый ответ
- Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.
- Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.
Основные модернистские течения
- Символизм. Акмеизм. Футуризм.
В них представлены разные грани бытия.
- Символизм устремлён в запредельное,
- Акмеизм ищет опору в прошлом,
- Футуризм смело смотрит в будущее.
Символизм
- Первое и самое значительное из модернистских
течений в России.
Основоположник и теоретик – Д. Мережковский
В русском символизме принято выделять
два основных этапа:
«старших» и «младших» символистов
- Их разделял не столько возраст,
сколько разница мироощущений
и направленность творчества.
«Старшие символисты»
Поэтов, дебютировавших
в 1890-е годы,
называют «старшими символистами»
В. Брюсов, К. Бальмонт,
Д. Мережковский,
3. Гиппиус,
Ф. Сологуб
В. Брюсов
З. Гиппиус
Младшие символисты - «младосимволисты»
А.Блок
А. Белый
- В 1900-е годы в символизм влились новые силы,
- существенно обновившие облик течения
- (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.)
- «Вторая волна» символизма получила название — «младосимволизм»
Основные понятия символизма
- Символ – многозначное иносказание
«Символ – окно в бесконечность»
Ф.Соллогуб
- Мистицизм –вера в сверхъестественное
божественное
Индивидуализм – стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности
Правила символизма
Символ – это центральная эстетическая категория символистов, главное средство передачи
созерцаемого тайного смысла
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения.
Уход от действительности –третий признак
Основные темы
Жизнь – смерть - Бог
Акмеизм (1913-1914)
- Кризис символизма 1910 – 1911г
- Он породил новую поэтическую школу - АКМЕИЗМ
А.Ахматова
Н.Гумилев, О.Мандельштам
создатель направления
Еще одно название акмеизма - Адамизм
Это название подразумевало “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В статье “Наследие символизма и акмеизм”
Гумилев критиковал символизм за мистицизм,
за увлечение “областью неведомого”.
Характеристика акмеизма
1.Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир,
2. Красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях.
3.Туманности и намёкам символизма противопоставлено
мажорное восприятие действительности,
4. Достоверность образа,
5. Четкость композиции.
Вывод: В чем - то поэзия акмеизма – возрождение
“ золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
- Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.
Футуризм - 1912год ( лат. – «будущее» )
Манифест 1912г.
«Пощечина общественному вкусу»
Основные признаки футуризма:
- — бунтарство, анархичность мировоззрения,
выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций
- попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи,
- эксперименты в области ритмики, рифмы, — культ техники, индустриальных городов;
Кубофутуризм – 1910г.
Представители: В.Маяковский, братья Бурлюк, В.Хлебников
ИДЕИ
1.Словотворчество ((неологизмы)
2.Отрицание традиционного искусства
«Долой с корабля современности Пушкина, Толстого, Достоевского»
Публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским
Вл.
Маяковский
В. Хлебников
« Центрифуга» – одно из направлений футуризма
Группа, существовавшая с1914 года по1921 год.
Б. Пастернак Н. Асеев во многом разделяли идеи кубофутуристов
В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры
на традиции.
Н.Асеев
Б. Пастернак
Эгофутуризм
«Эго» - Я.
Основоположник эгофутуризма – Игорь Северянин (1911г.)
Идеи
1.Поиск нового БЕЗ отрицания старого
2 Осмысленные неологизмы
3. Душа – единственная истина
4. Борьба со всеми стереотипами
5. Смелые образы, эпитеты.
Имажинизм - с 1918года
- Есенин писал : «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…»
- Основной признак имажинизма -
главенство «образа как такового»
Представители :
А. Мариенгоф , Ивнев, С. Есенин.
Новокрестьянские поэты
С.Есенин
П.Орешин
Н.Клюев
Название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества.
Идеалы: труд крестьянина, «золотая бревенчатая изба »
Истинные поэты
Поэзия явила блестящее созвездие
ярких индивидуальностей
и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп.
М . Волошин
М. Цветаева
Значение поэзии «серебряного века»
- Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру, стало неотъемлемой частью русского искусства.
- Никогда ещё в русской культуре слово
не было так тесно связано с живописью
и музыкой.
- На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.
Итоги
- Итак, новая литература громко заявила о себе.
- Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.
- В своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее,
на нас - потомков.
Выводы
- Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,
- радости бытия, внутреннюю гармонию человека,
- то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,
- внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.
- .Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,
- радости бытия, внутреннюю гармонию человека,
- то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,
- внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.
- В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край,
- а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище,
- но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору
Вопросы для 1 варианта
- Когда возник акмеизм?
- Кто из поэтов принадлежал к этому направлению?
- Почему акмеисты противопоставляли себя символизму?
- Каково значение термина “акмэ”?
- Какие принципы акмеизма можете назвать?
Задание 2 варианту
- Назвать основную категорию символизма
- Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет?
- Перечислите поэтов-символистов
- Какие 2 направления символизма существовали
- Основные темы поэзии символистов
Задание 3 варианту
- Когда появился футуризм, кем он представлен?
- В чем особенности поэтики футуризма?
- Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
- Какова цель футуризма?
- В чем суть статьи футуристов “Пощечина общественному вкусу”?