«Скоро в школу»
МБДОУ ЦРР №1
«Русалочка» п.Гигант
учитель-логопед
Останкова Е.И.
Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!? Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков.
После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Играйте в игры, которые позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. Сейчас предлагаю поиграть в некоторые из них:
Игры со звуками
«Поймай звук»
Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»
Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке»
Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.
После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.
Звуковой анализ - что это такое?
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.
Играйте с детьми, находите для них время и оно даром не пройдёт!
Интернет – ресурсы:
Девочка с книгой и котом:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/109/355/109355719_1.jpg
Картинка для создания фона :
http :// www . hqoboi . com / img / nature / field - photo -141. jpg
Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop