СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема 1.1 Введение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема 1.1 Введение

Просмотр содержимого документа
«Презентация ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема 1.1 Введение»

ТЕОРЕТИЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  Тема 1.1  Введение

ТЕОРЕТИЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема 1.1 Введение

План Актуальность Нормативные документы Цели и задачи дисциплины Основные теоретические положения и понятия Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

План

  • Актуальность
  • Нормативные документы
  • Цели и задачи дисциплины
  • Основные теоретические положения и понятия
  • Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Актуальность изучения дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности» По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди. Травма­тизм является основной причиной смерти людей от 2 лет до 41 года. В России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от отравления суррогатны­ми спиртными напитками, 35 — 40 тысяч человек в год. Повышение риска опасностей в среде обитания возможно из – за человеческих ошибок, т.е. из-за недостаточного знания или недооценки значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

  • По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди.
  • Травма­тизм является основной причиной смерти людей от 2 лет до 41 года. В России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от отравления суррогатны­ми спиртными напитками, 35 — 40 тысяч человек в год.
  • Повышение риска опасностей в среде обитания возможно из – за человеческих ошибок, т.е. из-за недостаточного знания или недооценки значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности
Нормативные документы постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях» в школах с 1 сентября 1991 г. был введен новый курс - «Основы безопасности жизнедеятельности». Приказ Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Нормативные документы

  • постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях» в школах с 1 сентября 1991 г. был введен новый курс - «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Приказ Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи дисциплины

  • Основная цель— защита человека в техносфере от негативных воздействий антропо­генного и естественного происхождения и обеспечение ком­фортных условий жизни.
  • освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, тех­ногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситу­аций; об обязанностях граждан по защите государ­ства;
  • воспитания ценностного отношения к здоровью и чело­веческой жизни; чувства уважения к героическому на­следию России и ее государственной символике; патрио­тизма и долга по защите Отечества;
  • развития черт личности, необходимых для ведения здо­рового образа жизни; безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;
  • овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно дей­ствовать в чрезвычайных ситуациях; использовать сред­ства индивидуальной и коллективной защиты; оказы­вать первую медицинскую помощь пострадавшим;
Основные теоретические положения и понятия Среда обитания — это окружающая человека среда, образованная следующими факто­рами (физическими, химическими, биологическими, соци­альными), которые способны оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятель­ность человека, его здоровье и потомство. Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидро­сферу и верхний слой литосферы, не испытавших тех­ногенного воздействия. Техносфера — это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздей­ствия технических средств в целях наилучшего соот­ветствия материальным и социально-бытовым потреб­ностям. Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способность причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.

Основные теоретические положения и понятия

  • Среда обитания — это окружающая человека среда, образованная следующими факто­рами (физическими, химическими, биологическими, соци­альными), которые способны оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятель­ность человека, его здоровье и потомство.
  • Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидро­сферу и верхний слой литосферы, не испытавших тех­ногенного воздействия.
  • Техносфера — это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздей­ствия технических средств в целях наилучшего соот­ветствия материальным и социально-бытовым потреб­ностям.
  • Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способность причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.
Аксиома о потенциальной опасности «Жизнедеятельность человека потенци­ально опасна!»

Аксиома о потенциальной опасности

  • «Жизнедеятельность человека потенци­ально опасна!»
Основные теоретические положения и понятия Вредные факторы при в определенных условиях могут стать причиной заболе­ваний или снижения работоспособности. Опасные факторы приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

Основные теоретические положения и понятия

  • Вредные факторы при в определенных условиях могут стать причиной заболе­ваний или снижения работоспособности.
  • Опасные факторы приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
Риск определяется как отношение тех или иных неже­лательных последствий в единицу времени к возмож­ному числу событий.
  • Риск определяется как отношение тех или иных неже­лательных последствий в единицу времени к возмож­ному числу событий.
Виды риска Индивидуальный риск характеризует опасность опреде­ленного вида для отдельного индивидуума (человека). Социальный или групповой, риск — это риск для груп­пы людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута кон­цепция абсолютной безопасности а, рассматривается кон­цепция приемлемого риска.

Виды риска

  • Индивидуальный риск характеризует опасность опреде­ленного вида для отдельного индивидуума (человека).
  • Социальный или групповой, риск — это риск для груп­пы людей.
  • В мировой практике в настоящее время отвергнута кон­цепция абсолютной безопасности а, рассматривается кон­цепция приемлемого риска.
Приемлемый риск компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения т.е. речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддержи­вать достаточный уровень безопасности. Безопасность — это состояние при ко­тором исключено про­явление опасностей или отсутствует чрезмерная опас­ность.
  • Приемлемый риск компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения т.е. речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддержи­вать достаточный уровень безопасности.
  • Безопасность — это состояние при ко­тором исключено про­явление опасностей или отсутствует чрезмерная опас­ность.
Вопросы для самоконтроля   В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Осно­вы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изуче­ния? Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами. Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией? Что такое индивидуальный и социальный риск? Объясните содержание концепции приемлемого риска. Что такое безопасность?

Вопросы для самоконтроля

  • В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Осно­вы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изуче­ния?
  • Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
  • Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией?
  • Что такое индивидуальный и социальный риск?
  • Объясните содержание концепции приемлемого риска.
  • Что такое безопасность?
Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы

ЗОЖ – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

ЗОЖ – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Виды здоровья Физическое здоровье — это естественное состояние ор­ганизма, основанное на нормальной работе его органов и систем. Психическое здоровье — зависит от состояния голов­ного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека. Нравственное здоровье — определяется моральными принципами социальной жизни человека в обществе. Социальное здоровье — социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом.

Виды здоровья

  • Физическое здоровье — это естественное состояние ор­ганизма, основанное на нормальной работе его органов и систем.
  • Психическое здоровье — зависит от состояния голов­ного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.
  • Нравственное здоровье — определяется моральными принципами социальной жизни человека в обществе.
  • Социальное здоровье — социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом.
Болезнь — это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также — в нарушении строения органов и тканей. Этиология — изучает причины и условия возникновения болезней.  Патогенез — механизм возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений.
  • Болезнь — это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также — в нарушении строения органов и тканей.
  • Этиология — изучает причины и условия возникновения болезней.
  • Патогенез — механизм возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений.
Факторы, способствующие укреплению здоровья   1.  Режим жизнедеятельности установленный распорядок жизни че­ловека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. 2. Оптимальный двигательный режим движения, необходимый для роста, нор­мального развития, общего укрепления здоровья, формиро­вания правильной осанки и овладения основными двига­тельными навыками. Гиподинамии — Ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессио­нальной деятельности, постельным режимом. Основными способами борьбы с последствиями гиподина­мии являются все виды физической активности: физкульту­ра, спорт, туризм, физический труд. Гипокинезия — Нарушение функций организ­ма при ограничении двига­тельной активности, снижении силы сокращения мышц.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  • 1. Режим жизнедеятельности установленный распорядок жизни че­ловека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
  • 2. Оптимальный двигательный режим движения, необходимый для роста, нор­мального развития, общего укрепления здоровья, формиро­вания правильной осанки и овладения основными двига­тельными навыками.
  • Гиподинамии — Ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессио­нальной деятельности, постельным режимом. Основными способами борьбы с последствиями гиподина­мии являются все виды физической активности: физкульту­ра, спорт, туризм, физический труд.
  • Гипокинезия — Нарушение функций организ­ма при ограничении двига­тельной активности, снижении силы сокращения мышц.

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  • 3. Общая гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова, примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы.
  • 4 . Закаливание это комплекс приемов, которые используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям. Велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
  • 5. Рациональное питание.
  • Лечебное питание назначается в виде специальных диет (лечебных рационов) с учётом причины заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний у больного. Диетотерапия строго согласуется с общим планом лечения.
  • Диетология  - раздел медицины, занимающийся организацией группового питания, в том числе больного человека. Диетология направлена в первую очередь — на обеспечение безопасности питания. Индивидуализация питания осуществляется с помощью строго организованных систем питания — «диет».
Законы лечебного питания   Закон энергетического баланса , т.е. соответствия энергетической ценности, калорийности рациона, нашим энерготратам. Энергозатраты за последние 60–80 лет упали с 4000 Ккал до 2400 Ккал. Это наша плата за блага цивилизации. Мы перестали двигаться. В соответствии с первым законом надо уменьшить энергопотребление, поступающее с пищей, и увеличить энергозатраты (физическую нагрузку), и вы будите выглядеть стройными и красивыми.   Закон химического баланса . Для жизни нам нужна не только энергия, но еще несколько десятков отдельных пищевых веществ. Причем половина из них незаменимы. Если они есть в пище, они поступают к нам в организм с этой пищей, и мы с вами здоровы и хорошо себя чувствуем. Если из них какого-нибудь одного нет или мало – мы с вами начинаем болеть.

Законы лечебного питания

  • Закон энергетического баланса , т.е. соответствия энергетической ценности, калорийности рациона, нашим энерготратам. Энергозатраты за последние 60–80 лет упали с 4000 Ккал до 2400 Ккал. Это наша плата за блага цивилизации. Мы перестали двигаться. В соответствии с первым законом надо уменьшить энергопотребление, поступающее с пищей, и увеличить энергозатраты (физическую нагрузку), и вы будите выглядеть стройными и красивыми.
  • Закон химического баланса . Для жизни нам нужна не только энергия, но еще несколько десятков отдельных пищевых веществ. Причем половина из них незаменимы. Если они есть в пище, они поступают к нам в организм с этой пищей, и мы с вами здоровы и хорошо себя чувствуем. Если из них какого-нибудь одного нет или мало – мы с вами начинаем болеть.
Факторы, способствующие укреплению здоровья   5. Рациональное питание. Авитаминоз — это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище и вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке ви­тамина С), рахит и остеопороз (при недостатке вит. B и D).      6. Отказ от вредных привычек (курения и алкоголя) 7. Состояние окружающей среды загряз­нение почвы, водоемов и атмосферы

Факторы, способствующие укреплению здоровья

  • 5. Рациональное питание.
  • Авитаминоз — это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище и вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке ви­тамина С), рахит и остеопороз (при недостатке вит. B и D).

  • 6. Отказ от вредных привычек (курения и алкоголя)
  • 7. Состояние окружающей среды загряз­нение почвы, водоемов и атмосферы
Репродуктивное здоровье Репродуктивное здоровье — это состояние благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы в течении всей жизни человека. Репродуктивная система — это все органы и системы организма, обеспечивающих функцию воспро­изводства (деторождения).

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье — это состояние благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы в течении всей жизни человека.

Репродуктивная система — это все органы и системы организма, обеспечивающих функцию воспро­изводства (деторождения).

Вопросы для самоконтроля   1. Что такое ЗОЖ, его роль в жизни человека? 2. От каких факторов зависит ЗОЖ? 3. Какие составляющие включает в себя ЗОЖ? 4. Какую роль играет в ЗОЖ здоровое питание? 5. Что такое культура питания, к соблюдению каких правил она сводится? 6. Назовите основные принципы здорового питания.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ЗОЖ, его роль в жизни человека?

2. От каких факторов зависит ЗОЖ?

3. Какие составляющие включает в себя ЗОЖ?

4. Какую роль играет в ЗОЖ здоровое питание?

5. Что такое культура питания, к соблюдению каких правил она сводится?

6. Назовите основные принципы здорового питания.

Вопросы для самоконтроля   7. Как влияет состояние окружающей среды на здоровье человека? 8. Что такое наследственность? 9. Определение «репродуктивная система» и «ре­продуктивное здоровье». 10. Назовите основные биологические функции мужчины и жен­щины. 11. Что такое планирование семьи? 12. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

Вопросы для самоконтроля

7. Как влияет состояние окружающей среды на здоровье человека?

8. Что такое наследственность?

9. Определение «репродуктивная система» и «ре­продуктивное здоровье».

10. Назовите основные биологические функции мужчины и жен­щины.

11. Что такое планирование семьи?

12. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

https://yadi.sk/i/Lor44J9e3Mdvdv

https://yadi.sk/i/Lor44J9e3Mdvdv