Просмотр содержимого документа
«Презентация ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема 1.1 Введение»
ТЕОРЕТИЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема 1.1 Введение
План
- Актуальность
- Нормативные документы
- Цели и задачи дисциплины
- Основные теоретические положения и понятия
- Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
- По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди.
- Травматизм является основной причиной смерти людей от 2 лет до 41 года. В России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от отравления суррогатными спиртными напитками, 35 — 40 тысяч человек в год.
- Повышение риска опасностей в среде обитания возможно из – за человеческих ошибок, т.е. из-за недостаточного знания или недооценки значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности
Нормативные документы
- постановление Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях» в школах с 1 сентября 1991 г. был введен новый курс - «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Приказ Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Цели и задачи дисциплины
- Основная цель— защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизни.
- освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;
- овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
Основные теоретические положения и понятия
- Среда обитания — это окружающая человека среда, образованная следующими факторами (физическими, химическими, биологическими, социальными), которые способны оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
- Биосфера — это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.
- Техносфера — это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально-бытовым потребностям.
- Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, способность причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.
Аксиома о потенциальной опасности
- «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!»
Основные теоретические положения и понятия
- Вредные факторы при в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.
- Опасные факторы приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.
- Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
Виды риска
- Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума (человека).
- Социальный или групповой, риск — это риск для группы людей.
- В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности а, рассматривается концепция приемлемого риска.
- Приемлемый риск компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения т.е. речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достаточный уровень безопасности.
- Безопасность — это состояние при котором исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изучения?
- Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
- Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией?
- Что такое индивидуальный и социальный риск?
- Объясните содержание концепции приемлемого риска.
- Что такое безопасность?
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы
ЗОЖ – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.
Виды здоровья
- Физическое здоровье — это естественное состояние организма, основанное на нормальной работе его органов и систем.
- Психическое здоровье — зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.
- Нравственное здоровье — определяется моральными принципами социальной жизни человека в обществе.
- Социальное здоровье — социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом.
- Болезнь — это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также — в нарушении строения органов и тканей.
- Этиология — изучает причины и условия возникновения болезней.
- Патогенез — механизм возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений.
Факторы, способствующие укреплению здоровья
- 1. Режим жизнедеятельности установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
- 2. Оптимальный двигательный режим движения, необходимый для роста, нормального развития, общего укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками.
- Гиподинамии — Ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом. Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической активности: физкультура, спорт, туризм, физический труд.
- Гипокинезия — Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Факторы, способствующие укреплению здоровья
- 3. Общая гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова, примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы.
- 4 . Закаливание это комплекс приемов, которые используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям. Велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
- 5. Рациональное питание.
- Лечебное питание назначается в виде специальных диет (лечебных рационов) с учётом причины заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний у больного. Диетотерапия строго согласуется с общим планом лечения.
- Диетология - раздел медицины, занимающийся организацией группового питания, в том числе больного человека. Диетология направлена в первую очередь — на обеспечение безопасности питания. Индивидуализация питания осуществляется с помощью строго организованных систем питания — «диет».
Законы лечебного питания
- Закон энергетического баланса , т.е. соответствия энергетической ценности, калорийности рациона, нашим энерготратам. Энергозатраты за последние 60–80 лет упали с 4000 Ккал до 2400 Ккал. Это наша плата за блага цивилизации. Мы перестали двигаться. В соответствии с первым законом надо уменьшить энергопотребление, поступающее с пищей, и увеличить энергозатраты (физическую нагрузку), и вы будите выглядеть стройными и красивыми.
- Закон химического баланса . Для жизни нам нужна не только энергия, но еще несколько десятков отдельных пищевых веществ. Причем половина из них незаменимы. Если они есть в пище, они поступают к нам в организм с этой пищей, и мы с вами здоровы и хорошо себя чувствуем. Если из них какого-нибудь одного нет или мало – мы с вами начинаем болеть.
Факторы, способствующие укреплению здоровья
- 5. Рациональное питание.
- Авитаминоз — это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище и вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке витамина С), рахит и остеопороз (при недостатке вит. B и D).
- 6. Отказ от вредных привычек (курения и алкоголя)
- 7. Состояние окружающей среды загрязнение почвы, водоемов и атмосферы
Репродуктивное здоровье
Репродуктивное здоровье — это состояние благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы в течении всей жизни человека.
Репродуктивная система — это все органы и системы организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое ЗОЖ, его роль в жизни человека?
2. От каких факторов зависит ЗОЖ?
3. Какие составляющие включает в себя ЗОЖ?
4. Какую роль играет в ЗОЖ здоровое питание?
5. Что такое культура питания, к соблюдению каких правил она сводится?
6. Назовите основные принципы здорового питания.
Вопросы для самоконтроля
7. Как влияет состояние окружающей среды на здоровье человека?
8. Что такое наследственность?
9. Определение «репродуктивная система» и «репродуктивное здоровье».
10. Назовите основные биологические функции мужчины и женщины.
11. Что такое планирование семьи?
12. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?
https://yadi.sk/i/Lor44J9e3Mdvdv