МКОУ Гладковскаяя СОШ Выступление совещании
Типы и структура
уроков по ФГОС
Подготовила:
И.о.зам директора по УВР
Путинцева Ю .П.
2017/2018уч.г .
Требования к современному уроку по ФГОС
- Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
- В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
- Осуществляется практический, деятельностный подход.
- Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
- Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Основные типы уроков в школе по ФГОС
- Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Типы урока
Тип урока
Целевое назначение
Урок первичного предъявления новых знаний
Результативность обучения
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Тип урока
Целевое назначение
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Результативность обучения
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Тип урока
Целевое назначение
Урок применения метапредметных и предметных знаний
Результативность обучения
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Тип урока
Целевое назначение
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Результативность обучения
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Тип урока
Целевое назначение
Урок повторения предметных знаний
Результативность обучения
Закрепление предметных знаний, формирование УУД
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Тип урока
Целевое назначение
Контрольный урок
Результативность обучения
Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи
Результаты контрольной или самостоятельной работы
Тип урока
Целевое назначение
Коррекционный урок
Результативность обучения
Индивидуальная работа над допущенными ошибками
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Тип урока
Целевое назначение
Интегрированный урок
Результативность обучения
Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных
Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний
Тип урока
Целевое назначение
Комбинированный урок
Результативность обучения
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока
Запланированный результат
Тип урока
Целевое назначение
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,
Результативность обучения
компьютерном классе, предметном кабинете)
Практическая направленность изучения теоретических положений
Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками
Тип урока
Целевое назначение
Урок решения практических, проектных задач
Результативность обучения
Практическая направленность изучения теоретических положений
Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Цели:
- Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
- Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения(открытия) новых знаний
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
- Цели: Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
- Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока отработки умений и рефлексии по ФГОС
- · Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- · Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- · Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- · Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- · Обобщение выявленных затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- · Включение в систему знаний и умений.
- · Осуществление рефлексии.
- В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Цели:
- Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
- Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- · Самоопределение.
- · Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- · Постановка учебной задачи, целей урока.
- · Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- · Реализация выбранного проекта.
- · Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- · Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
- Цели:
- Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
- Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- · Мотивационный этап.
- · Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- · Фиксирование локальных затруднений.
- · Создание плана по решению проблемы.
- · Реализация на практике выбранного плана.
- · Обобщение видов затруднений.
- · Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- · Решение задач творческого уровня.
- · Рефлексия деятельности.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ .
Тип урока по ФГОС
1
Виды уроков
Урок открытия нового знания
2
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии
3.
4.
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Структура урока по ФГОС:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-
зационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
Спасибо за внимание!