Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Типы уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»
Типология и особенности структуры современного урока в соответствии с требованиями
ФГОС НОО и ООО
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
- 1. Уроки «открытия» нового знания;
- 2. Уроки отработки умений и рефлексии;
- 3. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности);
- 4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель:
- формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель:
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
2. Урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель:
- формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Cодержательная цель:
- закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий –понятий, алгоритмов и т.д .
3. Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель:
- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель:
- выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курсов и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля .
Деятельностная цель:
- формирование у учащихся способностей
к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель:
- контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
традиционная
современная
1 . Самоопределение деятельности.(Мотивация)
1 . Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
2.Актуализация опорных знаний.
3. Актуализация опорных знаний.
3. Создание проблемной ситуации.
4. Объяснение нового материала.
4.Открытие новых знаний.(построение и реализация построенного проекта)
5. Первичное закрепление.
5.Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа.
6.Сам. работа с самопроверкой по эталону.
7. Итог урока.
7.Включение нового знания в систему знаний( повтор.).
8.Рефлексия деятельности.
I Самоопределение деятельности. (Мотивация)
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
II Актуализация знаний
- 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
- 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
- 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
III Создание проблемной ситуации.
- 1)Зафиксировать причину затруднения.
- 2)Соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи .
- 3)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
IV Открытие новых знаний.(построение и реализация построенного проекта)
- 1)Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока
- 2)выбрать способ и средства построения нового знания
- 4)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике
V Реализация построенного проекта
- 1)На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы.
- 2)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.
- 3)применить новый способ действий для решения задачи
- 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
VI Первичное закрепление во внешней речи
- 1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой
- 1 ) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.
- 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
- 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение
- 1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
- 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого
для обеспечения содержательной непрерывности.
XI Рефлексия деятельности
- 1) Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
- 2)Учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия.
- 3) Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Критерии результативности урока
- Передача функции от учителя к ученику
- Обучает детей осуществлять рефлексивное действие
- Используются разнообразные формы, методы и
приёмы обучения
- Репродуктивная и проблемная формы обучения
- Задаются чёткие критерии самоконтроля и самооценки
- Поощряет и поддерживает минимальные успехи
- Атмосфера сотрудничества, сотворчества,
психологического комфорта
- Осуществляется глубокое личностное воздействие
«учитель-ученик»