Просмотр содержимого документа
«Презентация ТРКМ»
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Голубева Ольга Леонидовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большесосновская СОШ
2016 год
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология развития критического мышления
Образовательные результаты:
- умение работать с большим информационным потоком;
- умение выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта , идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми .
Теория развития критического мышления
Разработана в конце XX века в США учеными:
- Чарльз Темпл,
- Дженни Стил,
- Кертис Меридит.
Является общепедагогической, метапредметной.
Фазы урока
Фаза
рефлексии
( reflection )
Фаза
вызова
(evocation)
Фаза
реализации
смысла
(realization
of meaning)
Стадия вызова
- Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений.
- Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме.
- Активизация интеллектуальной деятельности.
Прием «Корзина» (идей, имен, понятий…)
идей
имен
понятий
решений
предположений
Прием «Колесо понятий»
Стадия осмысления
- Систематизация новой информации .
- Соотнесение полученных сведений с собственными знаниями.
- Возможность отследить рождение новых идей.
Результат: Ученик получает опыт работы с художественным текстом как активно мыслящий и думающий читатель.
Стратегия "Fishbone"
- Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.
- На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.
- Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
Таблица
«Знаю-Хочу узнать-Узнал»
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Работаю в паре: что я знаю по теме урока?
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Ставлю цели
Что я знал?
А что узнал?
Стадия рефлексии
- Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениям, которые имелись раньше .
- Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения.
- Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций.
Приём «Синквейн»
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное).
2 строка:
Описание темы (два прилагательных).
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия).
4 строка:
Отношение к теме (фраза из четырех слов).
5 строка:
Синоним темы .
« Уча других, мы
учимся сами».
Луций Анней Сенека