Организация введения ФГОС для детей с ОВЗ
Федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС )
- совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования ...
Поколения государственных образовательных стандартов
- Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
- стандарты второго поколения (были приняты- для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года,
- для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года,
- для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года).
Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий .
С 1 сентября 2011 года
все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, перешли на обучение
в 1-х классах по ФГОС НОО.
СФГОС
Приказ №1599 от19.02.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Стандарт для учащихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
СФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Первая цель:
- Стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить саму возможность определения ребенка как «необучаемого».
Вторая цель:
- Стандарт должен гарантировать не только получение образования детям с тяжелыми нарушениями развития, способным обучатся по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Третья цель:
- Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования.
- Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ.
- СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.
Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются:
- уровнем результата (цензовый – нецензовый);
- структурой основной образовательной программы;
- планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.
- Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.
Каждый вариант СФГОС определяет:
- требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
- требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
- требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования
Категория детей с ОВЗ Варианты СФГОС
Глухие дети 1 2 3 4
Слабослышащие дети 1 2 3 -
Слепые дети 1 2 3 4
Слабовидящие 1 2 3 -
Дети с речевыми нарушениями 1 2 3 -
Дети с двигательными нарушениями 1 2 3 4
Дети с ЗПР 1 2 3 -
Умственно отсталые дети 3 4
Дети с расстройствами аутистического спектра 1 2 3 4
1
2
3
4
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
- Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
- Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья.
- Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей.
- Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
- Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Третий вариант
- Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции
- В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду.
Четвертый вариант
- Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями .
- Требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
- Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
- Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП , в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП .
Требования к результатам обучающихся
- Личностные - это готовность и способность обучающихся к саморазвитию…
- Метапредметные - это освоение обучающимися УУД…
- Предметные - это получение нового знания, его преобразование и применение…
На что ориентирован новый стандарт?
на становление личностных характеристик выпускника
- это любящий свой народ, свой край и свою Родину ученик;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) РЕГУЛЯТИВНЫЕ - планирование - контроль - оценка…
ЛИЧНОСТНЫЕ - самоопределение - смыслообразование - нравственно- эстетическое оценивание…
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - умение строить высказывание - рефлексия деятельности - поиск информации - смысловое чтение…
КОММУНИКАТИВНЫЕ - умение выражать свои мысли - разрешение конфликтов - управление поведением…
БЛАГОДАРЮ
ЗА
ВНИМАНИЕ.