СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы деятельности педагога по предоставлению информации на занятиях в творческом объединении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторяемость деятельности педагога (предоставление необходимой информации, организация познавательной деятельности учащихся, установление коммуникации в учебном процессе) приводит к формированию стереотипов в ней. В разработке представлен анализ продуктивных и непродуктивных приемов деятельности педагога по предоставлению информации на занятиях, а также даются рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся на занятии, использованию приемов познавательной деятельности, использованию способов создания проблемной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Приемы деятельности педагога по предоставлению информации на занятиях в творческом объединении»

«Приемы деятельности педагога

по предоставлению информации на занятиях

в творческом объединении»


Введение


Повторяемость деятельности педагога (предоставление необходимой информации, организация познавательной деятельности учащихся, установление коммуникации в учебном процессе) приводит к формированию стереотипов в ней. Основными отрицательными стереотипами, препятствующими продуктивному решению педагогических задач, являются следующие:

  • стремление строить учебный процесс по схеме: изложение- восприятие- воспроизведение- закрепление (характерно для всех категорий преподавателей);

  • ориентация в преподавательской работе на содержательную сторону: «Знай свой предмет и излагай его ясно», ориентация на объем материала, а не на структуру и способы деятельности;

  • стремление сохранить привычный (иногда со времени собственного учения) подход к изложению материала и преподаванию в целом;

  • гипертрофия функции контроля в обучении;

  • превалирование на практических и лабораторных занятиях собственной активности преподавателя – стремление все еще раз рассказать, разъяснить, повторить, «дать», прочитать;

  • связь оценки личности обучаемого с его успеваемостью

  • стремление к излишней детализации, упрощению материала, «приспособлению» его в надежде, что он будет лучше усвоен;

  • организация поведения учащихся в ущерб их деятельности.

Эти и другие стереотипы являются очень устойчивыми



Педагогический прием.


Прием – Это способ педагогических действий в определенных условиях (= понятию операция). Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т.д.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам : научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности и т. д. Взаимосвязи методов и приемов подвижны, одни и те же приемы могут использоваться в разных методах.

Предоставление информации и создание ориентировочной основы – обязательный блок в деятельности преподавателя на занятии. В этой части необходимо отметить два момента, которыми преподаватели зачастую пренебрегают в своей работе. Часто для обучаемых остаются неясными цели изучения того или иного материала, и у них может создаться впечатление, что изучаемое им не пригодится. Второе – недостаточно уделяется внимания свертыванию (уплотнению) информации. На практических занятиях преподаватели часто увлекаются монологом, тем самым превращая его в лекцию, вместо создания ориентировочной основы, выдают готовую инструкцию к деятельности, не обсуждая ее целесообразность, не привлекая к этому учащихся. Тем не менее, представление информации – лучшее, что умеют делать современные преподаватели. К сожалению, для получения современного образования этого недостаточно. По результатам исследований, приводимых в книге «Как проанализировать собственную педагогическую деятельность» Г.Б. Скок, стремление сохранить привычную позицию в этом вопросе у педагогов является очень сильным. Некоторые рекомендации по представлению информации и созданию ориентировочной основы деятельности представлены в таблице.


Приемы деятельности преподавателя по предоставлению информации на занятиях


Непродуктивные приемы



Продуктивные приемы


Сообщается только тема занятия, цель и задачи ставятся нечетко или не ставятся



Четко ставятся цель и задачи


Выдача готовой инструкции


Обсуждение плана деятельности



План лекции не сообщается



Сообщается тема и план лекции


План сообщается, но лектор ему не следует



Количество узловых вопросов, обсуждаемых на лекции, не более трех



Полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех



Подробный анализ результатов

В конце выводы не делаются или делаются после звонка

Обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного


Частое повторение сказанного одними и теми же словами



Использование материалов из других областей


Непрерывный монолог



Материал не повторяет учебник


Ответы на вопросы нечеткие, вопросы остаются без ответа



Наличие четкой позиции преподавателя


Однообразие способов предоставления информации



Свободное владение материалом (ответы на вопросы, отсутствие привязанности к конспекту)



Неиспользование или однообразие средств наглядности



Информация предоставляется на языке слов, формул, образов


Чрезмерная детализация информации



Разнообразие средств наглядности



Свертывание, уплотнение информации










Главной задачей преподавателя на занятиях является организация познавательной деятельности учащихся. Рекомендации представлены в таблице:

Деятельность преподавателя по активизации

познавательной деятельности учащихся на занятии


Непродуктивно



Продуктивно


Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем


Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися



Преподаватель мгновенно сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос



Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии



Приемы познавательной деятельности не подчеркиваются и не осознаются преподавателем



Подчеркиваются приемы познавательной деятельности


Даются только самые общие рекомендации («работать», «быть внимательными»)



Анализ конкретных ситуаций, игровые ситуации, соревнование


Отсутствие приемов активизации деятельности или неумелое их использование



Подчеркивание важности информации для жизни, профессии, развития



Частые паузы в ожидании тишины



Организация группорой и парной работы


Активность преподавателя превышает активность учащихся



Целенаправленная ошибка


Однообразие способов активизации познавательной деятельности



Размышление вслух


Деятельность носит репродуктивный характер



Выступления учащихся с докладами


Активно работает один у доски или сам преподаватель



Удачная пауза, дающая время на обдумывание



Активность учащихся превышает активность преподавателя



Разнообразие методов активизации деятельности




Использование обучающих и контролирующих программ, работа с ЭВМ




Стимулирование задания вопросов учащимися




Активно работает большинство




Приемы познавательной деятельности

Подчеркивание приемов познавательной деятельности обычно осуществляется словами: «заметьте», «следите», «обратите внимание», «будьте внимательны – это очень важно». Можно привести примеры следующих приемов:

  • переводим с языка слов на язык образов;

  • устанавливая имеющееся существенное сходство, рассуждаем по аналогии;

  • выбираем признак как основу для классификации;

  • пробуем предсказать результаты эксперимента;

  • представляем экспериментальные данные графически так, чтобы зависимость оказалась линейной – это часто можно сделать, сообразив, что нужно откладывать по осям координат;

  • рассуждаем от общего в частному и наоборот;

  • подчеркиваем ключевые слова;

  • используем разные цвета при ведении конспекта.



Способы создания проблемной ситуации
  1. Способы создания проблемной ситуации.

  2. Необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации.

  3. Противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации).

  4. Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению.

  5. Предъявление парадоксов (противоречия между жизненными и научными представлениями).

  6. Задание ситуаций практического характера, требующих оценки (самостоятельной, совместной с преподавателем, групповой, коллективной).

  7. Постановка эксперимента, результаты которого нужно понять, обобщить.



Заключение

Полезно проанализировать деятельность коллег, а так же решить, насколько продуктивна собственная деятельность.

Таким образом, продумывая каждую составную часть занятия, оптимально выбирая методы и приемы педагогического процесса, опираясь на свои личностные особенности, индивидуальные и возрастные особенности детей, педагог должен постепенно овладевать мастерством и занятие должно становиться радостным для учеников и преподавателя