Мастер- класс
Захарова
Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Коелгинская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова
Тема: Приемы групповой работы в условиях формирования универсальных учебных действий
2 слаид Среди основных задач и направлений развития системы образования в контексте культурно - исторического системно- деятельностного подхода, задаётся норматив социально желаемых характеристик личности, среди которых
готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, самодостоинства;
ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
Для формирования этих характеристик используются приемы развития всех УУД, но в большей степени этому способствует развитие коммуникативных УУД . Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
3 слайд В рамках сложившейся системы обучения главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение, не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение и убеждать. и уступать ; сохранять доброжелательное отношение друг к другу, брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения заданий.
Начну с самого начала – организации или формирования групп.
Существует множество способов формирования групп:
Это , так называемые, неподвижные формальные группыгруппы.
Пары по симпатии
Группы по симпатии
Группы по интересам
Это – подвижные неформальные группы.
Есть немало приемов формирования групп учителем:
4 слайд Я хочу рассказать вам прием, который я называю « Капитаны». Учитель назначает капитанов ( каждый раз разных, что способствует развитию самооценки и повышает мотивацию к учению).
5 слайд Капитаны выходят вперед и набирают себе команду, называя имена ребят по очереди, так набираются равные группы и по силам ( дети знают кого выбирать), и по количеству.
6слайд
Этот прием я использую со 2 класса на уроках окружающего мира, технологии, литературного чтения, а так же на занятиях проектной деятельностью.
Сейчас я продемонстрирую с вашей помощью этот приём на примере урока окружающего мира во 2 классе на этапе проверки и обобщения знаний.
Цель этапа : проверить сформированность предметных УУД по теме или разделу, формировать метапредметные УУД :
Коммуникативные УУД : умение работать в группе, соблюдая все правила работы;
Личностные УУД: положительная мотивация к учению, самоопределение, терпимость, соблюдение моральных норм общения;
Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, умение планировать свою деятельность.
А также формируются и УУД, относящиеся к умениям работать с информацией, и «Чтение и работа с текстом».
7 слайд Расскажу условия игры «Стенка на стенку». Каждая команда получает жетон за:
Грамотно сформулированный вопрос;
За правильный полный ответ;
В случае. если обе команды не смогли дать правильного ответа, за полный ответ на свой вопрос;
8,9 слайд Вопросы команды задают друг другу по кругу (количество вопросов может быть различным, в зависимости от имеющегося времени и целей учителя).
Роль учителя заключается в коррекции деятельности обучающихся и в разрешении конфликтных ситуации ( если они возникают).
10 слайд После окончания игры, подсчитываются жетоны, выявляется команда, набравшая большее количество, она объявляется победителем.
11 слайд Далее проходит необходимый этап само- и взаимооценки. Часто, капитаны даже для пассивных участников находят положительные характеристики (оказывал моральную поддержку…).
Учитель выставляет отметки, учитывая мнение участников команд.
12 слайд Далее урок продолжатся по плану учителя.
13 слайд Я использую различные приемы групповой работы на своих уроках и заметила, что они способствуют не только формированию и развитию предметных и метапредметных УУД, но и способствуют активизации процесса обучения, повышению положительной мотивации к учению и увеличения качества обучения.
14 слайд Ищите, творите, дерзайте, учитесь, работайте и только тогда вы сможете быть уверенным в отличном будущем нашего общества.