СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и методы по формированию навыков смыслового чтения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы и методы по формированию навыков смыслового чтения на уроках географии

 

 

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы по формированию навыков смыслового чтения на уроках географии»

Приёмы и методы по формированию навыков смыслового чтения на уроках географии

Развивать навык смыслового чтения учебного текста на уроках географии важно на первой ступени обучения - в V и VI классах. Стараюсь планировать и строить свои уроки так, чтобы работа ученика с учебником вела его через понимание текста к пониманию и познанию мира.

При обучении географии с 5 класса на уроках применяю различные приёмы по формированию смыслового чтения (Приложение 1), которые способствуют развитию познавательных УУД обучающихся (таблица 2).

Таблица 2. Развитие познавательных УУД с помощью приёмов по формированию навыков смыслового чтения

Приёмы по формированию навыков смыслового чтения

Развиваемые познавательные УУД

«Дополни определение»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания.

Логические- подведение под понятие.

«Установление соответствие»

Общеучебные: поиск и выделение информации, смысловое чтение.

Логические: анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных), выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

«Верные и неверные утверждения»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, смысловое чтение.

Логические: анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных), выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

«Лингвистический конструктор»

«Восстанови текст»

Общеучебные: поиск и выделение информации, смысловое чтение, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Логические: синтез, как соединение целого из частей; подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Приём памятки на полях «Инсерт»

Общеучебные: поиск и выделение информации, смысловое чтение.

Логические: анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных).

«Гипертекст»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; умение сжато, выборочно передавать содержание текста.

«Сопоставление/нахождение сходств и различий»

Общеучебные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных), выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

«Ответы на вопросы»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение, умение сжато, выборочно передавать содержание текста.

«Составь задание к тексту»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение.

«Задай вопрос»,

«Пять предложений»

Общеучебные: поиск и выделение информации, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение.

Одним из приоритетных приёмов по усвоению материала, считаю метод по формированию навыков смыслового чтения, «гипертекст» (Приложение 2). Гипертекст (англ. hypertext)- текст, содержащий гиперссылки. Гиперссылка- это «активная» ссылка на другой объект (часть того же документа, другой документ, схему, карту, файл, каталог, программу и т.д).

Необходимость применения технологии смыслового чтения на уроках географии очевидна, так как задания ОГЭ и ЕГЭ по географии требуют текстового анализа, интерпретации и преобразования информации.

Например, задание №30 (ОГЭ, география»):

Определите регион России по его краткому описанию.

«Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бoльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы».

Чтобы выполнить это задание, нужно в тексте выделить ключевые характеристики региона России. Затем, с помощью карт атласа, определить регион, о котором идет речь в тексте. Следовательно, для успешного выполнения такого плана заданий обучающимся, необходимо владеть навыками смыслового или продуктивного чтения.

Практика показывает, что благодаря работе с текстом, вопросы о причинно-следственных связях (самые трудные для учеников) становятся более понятными.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания по развитию навыков смыслового чтения на уроках географии

1.Лингвистический конструктор

Задание:

Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения географических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут быть использованы дважды.

1)…..-это (содержащегося, воду, в, превращение, водяного, в, пара, атмосфере).

2)….-это (температурой, самой, высокой, и, разница, между, самой, низкой).

3)…..это (диаграмма, по, многолетним, наблюдениям, для, месяца, сезона, или, года, характеризующая, режим, ветров, месте, в, данном).

4)…..это (погоды, многолетний, характерный, режим, данное, для, местности, данной).

5)….это (тропосферы, в , состояние, время, данное, для, местности, данной).

Ответы:

1.Конденсация- это превращение водяного пара, содержащегося в атмосфере, в воду.

2.Амплитуда- это разница между самой высокой и самой низкой температурой.

3.Роза ветров- это диаграмма, характеризующая по многолетним наблюдениям режим ветров в данном месте для месяца, сезона или года.

4.Климат- это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

5.Погода- это состояние тропосферы в данное время для данной местности.

2. Заполните пропуски в предложениях

Задание:

Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках

Река- это водный объект, текущий в (1……………..). Она течёт от (2……………..) к (3………………). Если река впадает в другую реку, то она называется (4…………………), вместе с которым река образует (5………………….). На пути у реки могут встречаться перепады высот: при незначительных перепадах образуется (6……………….), а при больших- (7………………).

(истока, устью, порог, водопад, русле, притоком, речную систему).

Ответы: 1-русле, 2-истока, 3-устью, 4 –притоком, 5- речную систему, 6-порог,7-водопад.

«Верные и неверные утверждения»

1.Самый большой по площади океан- это Тихий. (Да)

2. Северный Ледовитый океан является самым холодным. (Нет)

3. Средиземное море является окраинным. (Нет)

4.Бразильское течение является холодным. (Да)

5. Пролив Дрейка является самым широким на Земле проливом. (Да)

6.Пресной воды на Земле больше, чем солёной. (нет)

7.Подводные землетрясения и вулканизм являются главной причиной образования цунами в океане. (Да)




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Описание работы по технологии «гипертекст»

На первом этапе идёт озвучивание темы, а обучающиеся формулируют сами самостоятельно цель урока. Далее, когда цель озвучена обучающимися, идёт сообщение о работе, которую необходимо в дальнейшем выполнить. На партах у каждого ученика лежит текст. Учитель озвучивает гипертекст, а обучающиеся следят за гипертекстом по своим материалам, возможно, делают какие-либо пометки. Очень важно, чтобы речь учителя максимально совпадала с текстом на столах обучающихся, содержала те же термины, формулировки и последовательность изложения, так как в этот момент на основе зрительного и слухового восприятия создаются условия для первичного запоминания информации. В своей практике применяю презентацию по гипертексту. Это и наглядно и воспринимать материал намного легче.


Следующий этап учебной деятельности- структурирование гипертекста.

Даётся задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать названия разделам. В этот момент, в результате многократного просмотра текста и проговора, продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения (используется логическая память). На этом этапе обучающиеся прямо в тексте создают план изложения материала.


Обучающиеся составляют план на отдельных листах, затем план свой представляют.


Далее обучающиеся по алгоритму переходят к групповой работе. Можно группы сформировать заранее до урока. Для выполнения первого задания группам потребуется 3-5 минут: обучающиеся должны приготовить пять вопросов к тексту, то есть таких вопросов, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ.

Группы обмениваются вопросами, продолжая искать в тексте и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ. Полезно, если вопросы повторяются, мы внимательно слушаем полный ответ второй раз потому, что именно многократность повторения позволяет запоминать слова и фразы текста. Вопросов- ответов звучит столько, сколько нужно, чтобы проговорить весь текст. Учитель может корректировать вопросы или консультировать.


После этого группы получают новое задание: подготовить несколько вопросов (пять) по тексту, на которые в тексте нет прямого ответа, однако, понимая материал, на них можно дать ответ. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них уже находят не в тексте, а в собственных мыслях.

Учитель участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала. Эта работа продолжает запоминание и создаёт условия для понимания и присвоение смысла информации.

Завершается урок индивидуальным проверочным заданием. Оно может быть разным по форме (вопросы, тест, упражнение).

Я использовала разные виды тестов, согласно гипертексту.

Последний этап- рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!