СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и виды самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной деятельности учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и виды самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе»

ПРИЁМЫ И ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Климашина Е. В.

МБОУ «СШ №2» г. Димитровграда ,Ульяновской области

Задачей учителя начальных классов является не только развитие умственной деятельности учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка самоконтроля. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Назначение его заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический (периодический), итоговый [3, с. 204].

Предварительный контроль проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. На основе полученных результатов учитель планирует дальнейшую организацию учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-познавательной работы на уроке.

Тематический (периодический) контроль предполагает выявление и оценку знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках. Цель его – установить, насколько успешно ученики владеют системой определённых знаний, каков общий уровень их усвоения.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия, учебного года. Его цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.

В зависимости от содержания различают следующие формы самоконтроля: итоговый самоконтроль, пошаговый самоконтроль, прогнозирующий самоконтроль [2, с. 34].

В учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Функция итогового контроля состоит в сличении результата с заданным образцом. В данном случае проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

Эта проверка сначала должна проходить под руководством учителя: ученики вместе с педагогом ищут соответствие между своим и готовым результатом, путем сравнения их и сопоставления.

 Функция пооперационного (пошагового) контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. В отличие от итогового контроля внимание учащихся акцентируется на самом процессе, устанавливаются связи между каждым этапом деятельности.

Пошаговый (операционный) самоконтроль основан также и на умении учащихся работать по алгоритму.

Более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще до осуществления действия.

Прогнозирующая форма контроля не может быть усвоена в полной мере учащимися со слабыми учебными возможностями. Этот навык требует не только внимания и умения работать по алгоритму, но и умения самостоятельно выбрать нужный способ или сконструировать свой.

Формирование навыка прогнозирующего самоконтроля связано со способностью учащихся планировать свою деятельность. Навык самоконтроля считается сформированным в том случае, если это действие осуществляется самостоятельно, без напоминания учителя.

Важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы проверки, которые обладают неодинаковыми возможностями в формировании различных видов самоконтроля.

При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.

Взаимный контроль проводится при проверке письменных работ. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

Индивидуальный контроль является основной и самой сложной формой самоконтроля. К нему относятся все виды самоконтроля, проводимого на этапах выполняемой деятельности, при этом каждый учащийся выполняет все его элементы самостоятельно.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, так как этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля.

Самоконтроль как качество личности приобретается у детей в процессе развития. Обучение школьников приемам проверки – есть средство формирования самоконтроля как компонента учебной деятельности.

Различные приемы контроля позволяют учителю так организовать учебную деятельность учащихся на уроке, чтобы они практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля. К таким приемам относятся:

– сверка с написанным образцом;

– проверка по словесной инструкции;

– взаимопроверка с товарищем;

– сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

– коллективное выполнение заданий и коллективная проверка;

– сочетание коллективной и индивидуальной работы;

– самостоятельное придумывание заданий;

– выполнение заданий по алгоритму;

– выполнение заданий по наводящим вопросам;

– выполнение задания по образцу;

– проверка с помощью сигнальных карточек;

– подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

– проговаривание «про себя» объяснения выбора [1, с. 8].

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе.

В процессе работы над орфографическим материалом учитель непременно должен вести работу по формированию навыков орфографического самоконтроля, являющегося одной из форм самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе.

При этом выделяются следующие условия:

– теоретической базой является знание орфографических правил;

– знание приемов применения орфографического правила (рассуждение на основе алгоритма) способствует усвоению изучаемой орфограммы;

– различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.

Сформированность действия самоконтроля можно проверять, проводя контрольное списывание, различные виды диктантов, самостоятельные работы, работы с индивидуальными карточками, орфографические пятиминутки, тестовые задания и т. д.

Таким образом, формировать навык самоконтроля у младших школьников можно на любом этапе урока русского языка, используя разнообразные методические приёмы и применяя различные виды самоконтроля.

Разнообразные приёмы по формированию навыка самоконтроля усиливают у учащихся ответственность при выполнении заданий, активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к урокам русского языка.



Литература

1. Кузнецова, М. И. Особенности контроля и оценивания образовательных достижений младших школьников / М. И. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2012 . – № 5. – С.7–12

2. Львов, М. Р. Русский язык в школе : История преподавания : Курс лекций для студентов педвузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. : Вербум. – 2007. – 331 с.

3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов. – М. : Академия. – 2007. – 472 с.