СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы мнемотехники на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы мнемотехники очень эффективны для повышения грамотности обучающихся. Доказываю это на своем примере.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы мнемотехники на уроках русского языка»

Слайд 1

Представляю вам свой небольшой педагогический опыт.

Слайд 2

Я веду русский язык в 6 и 7 классе. Начав работать в школе, я заметила интерес к образованию снижается. Телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало неинтересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках часто изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.

Слайд 3

«Интерес к учению, - писал советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…».

Слайд 4

КАК ЖЕ ПЕРЕВЕСТИ Ситуация неуспеха- ситуация успеха.

Как помочь ребятам, у которых уровень мотивации изначально низкий? Ответы на эти вопросы мне УЖЕ подсказывают сами ребята.

Но обо всем по порядку.

Начав работу в школе, я столкнулась с проблемой запоминания информации, например, правил. Скажем прямо, русский язык – один из самых сложных языков. Как же запомнить огромное количество правил?

Слайд 5

Открытием для меня стали мнемотехнические приемы, которые я начала использовать на уроках русского языка и литературы. Что такое такое мнемотехника? Это система методов и приемов, облегчающих запоминание, путем образования ассоциаций.

Приёмы мнемотехники многие помнят с детства, например, приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Кто слышал эту фразу хоть раз, уже не забудет ее. Или вы все можете определить количество дней в месяцах по костяшкам пальцев.

Приведу некоторые примеры:

Слайд 6

Тема «Многозначные слова».

Многозначное слово можно сравнить с многоголовым Змеем Горынычем. У Змея много голов, так же у многозначного слова несколько значений. Каждая голова видит мир под своим углом, имеет свое мнение, но сердце, хвост, туловище у всех голов общее. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой значений, но единство слова не нарушается.

Слово ГОЛОВА имеет 6 значений, если бы мы его рисовали схематично в виде многоголового Змея, то нам бы пришлось рисовать 6 голов. Но общее значение, объединяющее все значения, было следующее: важный значимый орган, без которого не обойтись.

1. Верхняя часть человека, животного. Пр.: Болит голова

2. Жизнь. Пр.: Сложить голову.

3. Ум, рассудок. Пр.: Хорошо варит голова.

4. Единица счета. Пр.: Сто голов скота.

5. Главный, ответственное лицо, чиновник. Пр.: Пан Голова

6. Передовая, важная, главная часть чего–либо. Пр.:Голова танковой колонны.

Слайд 7

Или же мы часто на уроках русского языка пытаемся запомнить словарные слова, записываем их, подчеркиваем буквы, обводим в рамочку. Но на следующий день, проводя словарный диктант, я вижу ошибки в этих словах.

Возьмем словарное слово Бахрома. Это уже тот случай, когда дети сами подсказывают, как можно запомнить словарное слово. Как дети запомнили правописание этого слова? Мальчик Рома качался на стуле и упал. Кто-то из детей воскликнул: «Бах!». Я же сказала: «Рома!» Вот и получилось: бах, Рома.


Интересный был случай со словом СПОРТСМЕН. Несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками (спорцмен, спортцмен).  Пока один из них однажды не воскликнул:

- Я забыл дома сменку, спортивную сменку.

- Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки?  Ребята оценили удачный монолог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке».

Слайд 8

Или как же запомнить слова ОДЕВАТЬ-НАДЕВАТЬ? Оказывается, проще некуда:

Одеваем Надежду – надеваем одежду.

Слайд 9

ТО же самое если в вопросе есть буква С (что сделать?), то глагол совершенного вида. Если в вопросе нет буквы то, глагол несовершенного вида.

Слайд 10

На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель.

Вопрос классу:

– Что сделала ученица?

– Пробежала по классу.

Появляется запись на доске: Ученица пробежала по классу.

Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица бежит, подпрыгивая.

При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два: одно – главное (пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая).

Класс увидел добавочное действие собственными глазами.

Слайд 11

Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык".

Давно известно, что детям и даже взрослым проще всего запомнить какую-нибудь смешную, необычную информацию. Я часто предлагаю ученикам придумать любую фразу (и чем неестественнее звучит, тем лучше) для запоминания.

Для запоминания падежей русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный): Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Слайд 12

А теперь я предлагаю вам придумать мнемонические фразы (рифмованные строчки), которые помогут всем нам запомнить правильное произношение слов.

Например, я даю вам 2 слова, а вы их пытаетесь зарифмовать во фразу.

Фёкла – свЁкла. (Фёкла красная, как свЁкла)

Слайд 13

диалог  -  каталог

(Слышен в классе диалог –   обсуждают каталОг)

Слайд 14

звонит – говорит 

(Мой сосед мне не звонИт и со мной не говорит)


Слайд 15

Хотелось бы подвести итог.


Мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, способствует активизации их мышления, повышает успеваемость.


Кроме того, мнемонический материал помогает экономить время при повторении и систематизации пройденного материала.


       Могу отметить, что в классах, где на уроках применялись мнемоприёмы, успеваемость однозначно повышалась.


Своим опытом я делюсь со своими коллегами и, конечно, буду его распространять и применять и дальше в своей деятельности.