Слайд 1
Представляю вам свой небольшой педагогический опыт.
Слайд 2
Я веду русский язык в 6 и 7 классе. Начав работать в школе, я заметила интерес к образованию снижается. Телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя разводят руки. Ученику стало неинтересно на уроках русского языка. Не только потому, что материал в учебниках часто изложен не совсем понятно, сухо. А ведь особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость, но и вызывало бы позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.
Слайд 3
«Интерес к учению, - писал советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…».
Слайд 4
КАК ЖЕ ПЕРЕВЕСТИ Ситуация неуспеха- ситуация успеха.
Как помочь ребятам, у которых уровень мотивации изначально низкий? Ответы на эти вопросы мне УЖЕ подсказывают сами ребята.
Но обо всем по порядку.
Начав работу в школе, я столкнулась с проблемой запоминания информации, например, правил. Скажем прямо, русский язык – один из самых сложных языков. Как же запомнить огромное количество правил?
Слайд 5
Открытием для меня стали мнемотехнические приемы, которые я начала использовать на уроках русского языка и литературы. Что такое такое мнемотехника? Это система методов и приемов, облегчающих запоминание, путем образования ассоциаций.
Приёмы мнемотехники многие помнят с детства, например, приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Кто слышал эту фразу хоть раз, уже не забудет ее. Или вы все можете определить количество дней в месяцах по костяшкам пальцев.
Приведу некоторые примеры:
Слайд 6
Тема «Многозначные слова».
Многозначное слово можно сравнить с многоголовым Змеем Горынычем. У Змея много голов, так же у многозначного слова несколько значений. Каждая голова видит мир под своим углом, имеет свое мнение, но сердце, хвост, туловище у всех голов общее. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой значений, но единство слова не нарушается.
Слово ГОЛОВА имеет 6 значений, если бы мы его рисовали схематично в виде многоголового Змея, то нам бы пришлось рисовать 6 голов. Но общее значение, объединяющее все значения, было следующее: важный значимый орган, без которого не обойтись.
1. Верхняя часть человека, животного. Пр.: Болит голова
2. Жизнь. Пр.: Сложить голову.
3. Ум, рассудок. Пр.: Хорошо варит голова.
4. Единица счета. Пр.: Сто голов скота.
5. Главный, ответственное лицо, чиновник. Пр.: Пан Голова
6. Передовая, важная, главная часть чего–либо. Пр.:Голова танковой колонны.
Слайд 7
Или же мы часто на уроках русского языка пытаемся запомнить словарные слова, записываем их, подчеркиваем буквы, обводим в рамочку. Но на следующий день, проводя словарный диктант, я вижу ошибки в этих словах.
Возьмем словарное слово Бахрома. Это уже тот случай, когда дети сами подсказывают, как можно запомнить словарное слово. Как дети запомнили правописание этого слова? Мальчик Рома качался на стуле и упал. Кто-то из детей воскликнул: «Бах!». Я же сказала: «Рома!» Вот и получилось: бах, Рома.
Интересный был случай со словом СПОРТСМЕН. Несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками (спорцмен, спортцмен). Пока один из них однажды не воскликнул:
- Я забыл дома сменку, спортивную сменку.
- Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки? Ребята оценили удачный монолог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке».
Слайд 8
Или как же запомнить слова ОДЕВАТЬ-НАДЕВАТЬ? Оказывается, проще некуда:
Одеваем Надежду – надеваем одежду.
Слайд 9
ТО же самое если в вопросе есть буква С (что сделать?), то глагол совершенного вида. Если в вопросе нет буквы то, глагол несовершенного вида.
Слайд 10
На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель.
Вопрос классу:
– Что сделала ученица?
– Пробежала по классу.
Появляется запись на доске: Ученица пробежала по классу.
Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица бежит, подпрыгивая.
При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два: одно – главное (пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая).
Класс увидел добавочное действие собственными глазами.
Слайд 11
Мнемонические стишки позволяют учителю в необычной форме излагать подчас скучные правила и определения, коими богат предмет "Русский язык".
Давно известно, что детям и даже взрослым проще всего запомнить какую-нибудь смешную, необычную информацию. Я часто предлагаю ученикам придумать любую фразу (и чем неестественнее звучит, тем лучше) для запоминания.
Для запоминания падежей русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный): Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Слайд 12
А теперь я предлагаю вам придумать мнемонические фразы (рифмованные строчки), которые помогут всем нам запомнить правильное произношение слов.
Например, я даю вам 2 слова, а вы их пытаетесь зарифмовать во фразу.
Фёкла – свЁкла. (Фёкла красная, как свЁкла)
Слайд 13
диалог - каталог
(Слышен в классе диалог – обсуждают каталОг)
Слайд 14
звонит – говорит
(Мой сосед мне не звонИт и со мной не говорит)
Слайд 15
Хотелось бы подвести итог.
Мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, способствует активизации их мышления, повышает успеваемость.
Кроме того, мнемонический материал помогает экономить время при повторении и систематизации пройденного материала.
Могу отметить, что в классах, где на уроках применялись мнемоприёмы, успеваемость однозначно повышалась.
Своим опытом я делюсь со своими коллегами и, конечно, буду его распространять и применять и дальше в своей деятельности.